Зачем верующему «ходить в церковь»?

Зачем верующему «ходить в церковь»?

Недавно на сайте появилась заметка Игоря Шайфулина о том, «что нецерковный человек может найти в церкви». Закономерный ответ – Бога. Поиски чего-то иного, в конце концов, оказываются бесплодными. Подхватывая данную тему, хочется спросить: а что может найти в церкви человек, уже знающий Бога? Не так уж и редко встречаются те, которые заявляют: у меня замечательные взаимоотношения с Богом, я верю, молюсь, читаю Библию; нет ничего плохого в том, что я не хожу на ваши собрания. Что же здесь не так?

Если не касаться вопроса о самой сомнительности подобной нецерковной веры в Бога, создавшего Свою церковь, то ответ обычно сводится к обсуждению того, что церковь даёт верующему человеку: наставление, ободрение, подкрепление, участие в вечере Господней. Указывается, что в одиночестве легко потерять нормальные отношения с Богом. Всё это справедливо. Однако существует важный аспект, связанный с «хождением в церковь», который обсуждается реже. При этом один из затрагивающих его текстов постоянно цитируется именно в контексте оставления церкви.

В послании Евреям сказано: «…будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам, не оставляя собрания своего, как есть у некоторых обычай, но призывая к бодрости, и тем более, чем ближе вы видите День» (10:24-25; текст процитирован по переводу п/р еп. Кассиана, так как он точнее передаёт здесь структуру оригинального текста и позволяет яснее увидеть связь мыслей). Итак, верующие действительно призваны не оставлять собрание (ἐπισυναγωγή – данное слово хорошо описывает совместные встречи верующих). Однако это неоставление не представлено в тексте как самостоятельная заповедь. Это просто условие, без исполнения которого не получится проявить друг ко другу внимание и побудить к любви и добрым делам. (Грамматически взаимосвязь выражена использованием зависимой формы «не оставляя» (μὴ ἐγκαταλείποντες), а не самостоятельного глагола.)

Конечно, в тексте подразумевается, что каждый верующий нуждается в том, чтобы слышать призывов к бодрости в свете приближающегося Дня. Для этого важно находиться в церковном общении. Однако выделено не получение призыва (например, так: не будем оставлять собрание, чтобы получать поощрение), но выделено осуществление призыва. Речь идёт об активных действиях. На первое место поставлена ответственность за других. Отсутствуя, невозможно оказывать влияние. Оставив собрание, мы не просто лишаемся помощи, мы лишаем нашей помощи других.

Если человек заявляет, что у него замечательные отношения с Богом, он должен принять, что вместе с этим в его жизнь приходит и ответственность помогать другим в построении их христианской жизни. Это соответствует основному направлению движения верующего человека – уподоблению Христу, Который пришел, чтобы послужить, и ожидает, что Его ученики будут служащими (Лк. 22:26-27). Это подразумевается сущностью церкви, которая представлена не как разрозненный набор спасённых, но как единое тело, в котором каждый одарён благодатью, и которое растёт при «при действии в свою меру отдельно каждой части» (Еф. 4:7, 16). Это гармонирует с тем, что границы нашей свободы определяются не только собственным духовным благополучием, но и необходимостью не подавать соблазна другим (1 Кор. 8:9: 10:32). Это предвосхищает будущую Божью похвалу, которая во многом связана не с индивидуальными достижениями, но с добрым влиянием на тех, кто был связан с нами трудом и молитвой (2 Кор. 1:14).

Весь Новый Завет пронизан идеей ответственности за других. Апостол Павел некогда написал Коринфянам, слишком увлечённым личными духовными переживаниями: «а сейчас существуют эти три: вера, надежда и любовь, и важнее всего из них – любовь» (1 Кор. 13:13). Ту же триаду мы встречаем и в обсуждаемом тексте в послании Евреям: «…будем приступать с искренним сердцем в полноте веры… будем держаться исповедания надежды неуклонно… и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:22-24). Как зацикленность на себе, так и пребывание вне собрания не позволяет реализоваться важнейшему проявлению Божьей жизни в нас.

Таким образом, на вопрос «зачем мне ходить в церковь?» один из ключевых ответов: «церковь нуждается в твоей любви и твоей заботе». Вопрос зачастую не только в том, что ты можешь получить, но и в том, что ты можешь дать. Оставайся, чтобы служить. Все мы созданы Богом не как некая отдельная ценность в себе самом, но как ценность для других.

Павел Тогобицкий