Что делать с молитвой без ответа?

Что делать с молитвой без ответа?

Любой, посвятивший себя молитве в течение длительного периода времени, скорее всего, испытывал разочарование от оставшейся без ответа молитвы. Но тем же, кто более подкован в теологии среди вас, может не понравиться само выражение «неотвеченная молитва». Вы можете посчитать его категорической ошибкой. Я понимаю вашу точку зрения. В действительности не существует молитв без ответа. Бог является суверенным и дающим нам все, что попросили бы мы, если бы мы знали все, как знает Он.

И я уверен, что что-то подобное было сказано Давидом, когда он писал Псалом 12: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец?»

Конечно, ты знаешь, Давид, что Бог тебя не забыл!

Я уверен, что он знал об этом.

Давид продолжает: «Призри, услышь меня, Господи, Боже мой» (ст. 4). По-видимому, Давид в это время не ощущал ответа на свои молитвы и спрашивал Бога «почему?». Я полагаю, вы бы могли дать быстрый и богословски-правильный ответ.

Но Давид является серийным правонарушителем в Псалмах. Вы, возможно, даже бы процитировали Псалмы Давиду и сделали бы ему замечание. «Насадивший ухо не услышит ли? И образовавший глаз не увидит ли?» (Псалом 93:9). Тем не менее, Давид и другие псалмопевцы постоянно спрашивают Бога, Того, Кто никогда не забывает, не забыл ли Он их.

Мой опыт

Переживали ли вы такую боль? Я переживал. Бывали дни, когда я чувствовал себя так, словно бы я мог только умолять: «Забудешь ли Ты меня навсегда?» Возможно, вы посчитаете, что тут я перегибал палку. Возможно, вы скажете: «Ну, может быть, вы должны молиться за что-то другое. Похоже, что вы ожидаете Бога, чтобы сделать свои ставки».

Возможно. Но мне интересно, были бы вы столь быстры, чтобы сказать так брату или сестре, борющимся с наркоманией, молящимся 10 лет за освобождение, тоскующим по блудному ребенку или общине, которая напугана своим закрытием.

Однажды я сочинил стихотворение о молитве без ответа. Я временами морщусь, когда читаю его:

Где Твое слышащее ухо, о Господь?
Почему Ты пренебрег мною?
Почему мои молитвы поглощаются в потолке?
Мой голос слишком тихий для Тебя?

Потом только хуже:

Куда направились мои молитвы, Господь?
Что Ты с ними сделал?

«Проси Меня о любом», Ты говоришь – «желании твоего сердца!»
Все мои желания разбиты. Все мои стенания проигнорированы.

Эти две последние строки являются больным местом для людей, которые знают по опыту оставшуюся без ответа молитву. Мы читаем слова Иисуса о практически неограниченном приглашении – «Просите Меня обо всем, и Я дам вам это!» (Мф 18:19; 21:22; Марка 11:24; Иоанна 14:13; 15:7; 15:16; 16:23-24; Иакова 1:5-6; 1:17; 1-е Иоанна 3:22; 5:14-15) – и, интересно, почему Он не ответил нам.

Когда я получу какое-то облегчение?
Когда мои вздохи сменятся улыбками?
Я знаю, откуда приходит утешение,
Но Ты закрыл на замок эти двери для меня.

Мои улыбки, как пудра, мой смех, как трава;
Они сдуваются с ветерком.

Поиск соратников

Когда я читаю Псалмы, я по-прежнему ищу соратников. Асаф рассматривает свои неприятности и при этом всякий раз молится об утешении: «Вспоминаю о Боге, и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой» (Псалом 76:4). Он устал просить. Наступает утро, и это время для молитвы, но он слишком устал от состояния разочарования, чтобы просить что-либо снова.

Асаф продолжает: «Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род? Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?» (Псалом 76:8-10). Асаф знает ответ на свои вопросы. На самом деле, где-то в другом месте, он отвечает на них. Даже Иисус умоляет об освобождении (Марк 14:36) и, когда Он переживает отсутствие Отца, Он вопиет во весь голос: «Почему ты оставил меня?» (Марка 15:34).

В Псалмах – хорошая компашка. Они дают мне слова, когда я в недоумении. Они открывают окна в комнатах моего сердца, а я и не знал, что они были там, и они дают доступ свежему воздуху. Это благодать для времён молитвы без ответа.

Когда вы терпеливо сидите с этими псалмами, то вы находите что-то большее. Вы же помните, что это не просто слова Давида и Асафа; это слова Бога. Перед тем как Давид дал мне слова: «Забудешь ли Ты меня навсегда?», Бог дал их Давиду. Эти жалобы – Божьи дары. Он знает, кем мы являемся. Когда мы висим на самом конце нашей веревки, эти слова – Его способ удлинения троса.

Разве это не что-то? Бог вдохновил слова сетования и возражения для того, чтобы сказать их Ему, когда мы смущены и унылы, сердиты и разочарованы. Он дал нам слова для того, чтобы сказать их в нашу подушку, потому что мы глотаем наши слезы. «Вот,» говорит Он, «эти слова помогут. Продолжай. Я не смущен».

Борьба в ожидании

В 451 г. н.э. в состав Вселенского Собора в Халкидоне входил старый церковный отец Диадох Фотикийский. Он был известен написанием Слова аскетического или более известного как «Сто глав», которое, прежде всего, касается молитвы. Он вводит термин, который, вероятно, не будет понятен современным читателям: «воспитательное опустошение». Диадох говорит, что “воспитательное опустошение” является намеренным скрытием Богом Своего присутствия от чувств своих детей. Он скрывает «переживание Божественного внимания» с целью повышения их жажды к Нему. «Воспитательное опустошение,» объясняет он, «приводит к душевному унижению, горю и надлежащему отчаянию для того, чтобы та часть души, которая ищет славы и легко возвеличиваема, могла вернуться к смирению». Такой душе, что «ищет славы и легко возвеличиваема», замечает он, «нелегко подтверждать свою любовь к Богу». В бесконечной мудрости, Господь использует различные способы, чтобы снова пробудить нашу жажду к Нему.

Я не знаю, является ли это тем, почему Бог иногда не отвечает на мои молитвы и заставляет меня задаваться вопросом, есть ли Он рядом. Но я нашел утешение в этих инструкциях и попытался поискать способы, как возбудить мою любовь к Нему. Когда я искал Его, я часто слышал шепот Плача Иеремии: «Ты приближался, когда я взывал к Тебе, и говорил: не бойся» (Плач Иеремии 3:57). Обратите внимание, что Он не говорит: «Вот твой ответ», но «не бойся». Я могу это использовать.

До этого момента, Иеремия не учит меня ждать, когда он сетует на свое изгнание: «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» (Плач Иеремии 3:25). Он говорит так, когда все о чем он может думать, так это о своем  недуге, и он задается вопросом, думает ли Бог о нем (Плач Иеремии 3:19-20). Он знает правильный ответ. Таким образом, он ждет. И Бог говорит: «надеющиеся на Меня не постыдятся» (Исаии 49:23).

Благ Господь к тем, кто ожидает Его. В моей душевной боли и растерянности, мое ожидание не напрасно. Он будет добр ко мне. Он уже был добр.

 

Джон Старке, thegospelcoalition.org