Почему умер Иисус?

Почему умер Иисус?

Серия статей Томми Саута об Иисусе Христе.

После того как мы ответили на вопрос, как умер Иисус, нам следует задать ещё более важный вопрос: почему Он умер. Что Он такого сделал, что привело к такой ужасной смерти со всеми сопутствующими мучениями? Сделал ли Он вообще что-нибудь, что послужило её причиной? Лежит ли вина за смерть Иисуса на ком-либо — если да, то на ком?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть две точки зрения: историческую и теологическую. Историческая: какие обстоятельства привели к Его смерти? Теологическая: что это была за причина, по которой Он «должен» был умереть (как Он Сам сказал; Луки 9:22; 24:45–47)? Чего Он достиг Своей смертью?

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СМЕРТИ ИИСУСА

Пренебрежение к иудейским религиозным традициям

Сначала давайте посмотрим на исторические причины смерти Иисуса. В Марка 3:1–6 повествуется о том, что в начале Своего галилейского служения Иисус раздражал религиозных деятелей, задавая им вопросы, на которые они не могли ответить, и уличая их в отсутствии духовности. Однажды в субботу Иисус встретил в синагоге человека с высохшей рукой. Религиозные вожди, безразличные к несчастью человека, ждали, «нарушит» или нет Иисус субботу, исцелив его. Иисус подвёл этого человека к ним в качестве живого примера человеческой нужды и спросил их, что законно в субботу — добро творить или зло, спасти жизнь или погубить. Не желая показаться жестокосердными и при этом не желая нарушить свои собственные правила, они промолчали. Иисус разгневался и опечалился из-за их жестокосердия и исцелил человека. Естественно, это выставило фарисеев в отрицательном свете, и Марка 3:6 сообщает, что они «немедленно начали совещаться со сторонниками Ирода о том, как им разделаться с Иисусом» (МБО). Глубина неприятия ими Иисуса проявляется в том факте, что эти две группы, объединившие силы против Него, обычно конфликтовали друг с другом. Фарисеи были иудейской сектой, пропагандировавшей строгое соблюдение закона и сопротивлявшейся навязыванию греко-римской культуры иудейскому народу. Иродиане («сторонники Ирода») были богачами, поддерживавшими политику Ирода, в частности политику сотрудничества с римлянами. Обе группы презирали друг друга, но в противостоянии Иисусу они были заодно. Даже на таком раннем этапе Его общественной жизни религиозные деятели уже хотели погубить Его.

Словесные перепалки с иудеями

Эта ситуация лишь ухудшилась, когда Иисус пришёл в Иерусалим в Свою последнюю неделю жизни. В Матфея 22:15–46 повествуется о ряде столкновений между Иисусом и представителями различных групп иудаизма. Они постоянно пытались вынудить Его сказать что-либо такое, за что Его можно было бы арестовать и казнить, но Он всякий раз ускользал из их ловушек, продолжая уличать их в поверхностной духовности. Во время первой такой перепалки фарисеи и иродиане подготовили, по их мнению, стопроцентную ловушку для Него. Они спросили Его, законно ли платить налог кесарю. Если бы Иисус подтвердил необходимость платить налог, Он быстро бы потерял популярность у народа, который презирал своих римских господ. Если бы Он сказал, что налоги не надо платить, тогда они могли бы подать римским властям гражданский иск, обвинив Его в намерении поднять мятеж. Ответ Иисуса лишил их дара речи и привёл в замешательство. Он сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу» (Марка 12:17; Луки 20:25).

Подловить Иисуса пытались и представители других иудейских групп, но всё было тщетно. Наконец первосвященники и старейшины народа собрали совет, чтобы обсудить, как арестовать и убить Иисуса, но так, чтобы это не привело к беспорядкам в народе (Матфея 26:3–5). Им необходимо было соблюдать осторожность, потому что было время Пасхи. Иерусалим был переполнен паломниками, пришедшими на великий праздник, и это всегда было время повышенных мессианских ожиданий и народного возбуждения. Не много было нужно, чтобы вызвать серьёзные волнения среди народа, так как многие верили, что Иисус пророк, если не Сам Мессия. Если бы религиозные вожди спровоцировали мятеж, то римляне жестоко подавили бы его.

Словесные перепалки Иисуса с религиозными деятелями были не единственным, что привело к Его смерти. Прибыв в Иерусалим, Он отправился в храм и выгнал со «двора язычников» всех менял и продавцов животных (Марка 11:15–18). То, что обычно называют «очищением» храма, было смелым поступком, который привёл в ярость религиозных начальников, особенно первосвященников и книжников, которые управляли храмом и его деятельностью. Своими действиями Иисус продемонстрировал не только, что осуждает их управление храмом, но и что имеет власть над ним. В Марка 11:18 дополнительно сказано, что «весь народ», то есть обыкновенные посетители храма, «удивлялся учению Его». Такое влияние среди народа делало Иисуса в глазах иудейских властей весьма опасным человеком.

Учения против иудейских вождей

Ещё одним из факторов, которые в конце концов привели к казни Иисуса, была рассказанная Им притча о винограднике, «притча о злобных виноградарях» (Матфея 21:33–41; см. Марка 12:1–12; Луки 20:9–19). Хотя эта история, на первый взгляд, кажется вполне невинной, образ виноградника имел зловещий оттенок, особенно учитывая текущую ситуацию. Притча рассказывает о человеке, который насадил виноградник, отдал его в аренду издольщикам, а затем уехал в другую страну. Когда он послал своих слуг забрать свою законную долю урожая, их избили. А некоторые были убиты арендаторами. Вторая попытка закончилась таким же результатом. Наконец, он послал своего сына в надежде, что арендаторы окажут ему уважение и перестанут сопротивляться. Но они убили его, полагая, что, убрав с пути наследника, они как- нибудь завладеют виноградником. Рассказав притчу, Иисус спросил: «Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Не колеблясь, они ответили: «Злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». Значимость этой притчи и их ответа кроется в Ветхом Завете: пророки часто называли Израиль Божьим «виноградником» (Исаия 5:1–7; см. Иеримия 2:21). Мысль о том, что виноградник может быть отнят и передан другим, была оскорблением для иудейского национализма и, тем более, угрозой для его лидеров. В стихе 43 Иисус не оставил им места для сомнений:

«Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

Реакция у религиозных вождей была мгновенной:

«И, услышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и намеревались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка» (Матфея 21:45-46).

Предательство друга

В конце концов, Иисуса арестовали при помощи одного из Его людей, Иуды Искариота. В Иоанна 18:31 говорится, что иудеи не могли законно казнить человека без согласия римлян, поэтому они попытались найти обвинение против Иисуса, которое оправдало бы Его передачу на суд Пилату. (Нельзя сказать, что они никогда не нарушали этот закон, но случай, описанный в Деяния 7:54—8:1, был самосудом толпы, а не законной казнью). В Матфея 26:57–68 говорится, что после ареста Иисуса в Гефсиманском саду Его привели в дом первосвященника Каиафы, где Он подвергся допросу со стороны иудейских религиозных начальников, явно созванных в последнюю минуту. На этом слушании дела Иисус был осуждён на основании выдвинутого против Него религиозного обвинения в богохульстве — и, скорее всего, не потому, что провозглашал Себя грядущим Мессией. Само по себе притязание на мессианство не было религиозным преступлением. Согласно Матфея 26:64, 65, обвинение в богохульстве последовало после того, как Иисус заявил, что Он не только Мессия, но что они увидят Его «сидящего одесную силы [то есть Бога] и грядущего на облаках небесных». Это явное притязание на божественный статус позволило первосвященнику потребовать вынесения немедленного вердикта: «Он заслуживает смерти» (Матфея 26:66).

Несправедливые суды

Следующим шагом на пути Иисуса к казни был суд над Ним перед Пилатом. Религиозные власти понимали, что Пилату безразлично их обвинение в богохульстве. Поэтому они обвинили Иисуса в том, что Он поднимает народ на мятеж (Луки 23:1–5). Конкретно, они заявили, что Он якобы запрещал платить налоги кесарю (чего Он не делал) и что провозгласил Себя царём. Они знали, что эти два обвинения Пилат обязан будет расследовать, поскольку его главная задача как правителя состояла в том, чтобы блюсти интересы Рима. Согласно всем четырём Евангелиям, Пилат очень быстро понял, что эти обвинения не были настоящей причиной их враждебности к Иисусу. (Уж в благополучии то Рима иудеи никогда не были заинтересованы!) Поэтому Пилат хотел найти повод отпустить Иисуса. В конце концов, однако, он побоялся, что его самого могут обвинить в измене кесарю, если он оставит в живых новоявленного претендента на трон (Иоанна 19:12). Пилат не мог рисковать, чтобы такое обвинение было выдвинуто против него. Хотя он был уверен в невиновности Иисуса, он скоро решил, что если придётся выбирать между своей собственной жизнью и жизнью Иисуса, то Иисус должен умереть. «Тогда, наконец, он предал Его им на распятие» (Иоанна 19:16).

Слабый правитель

Некоторые сомневаются в том, что Пилат позволил бы иудеям запугать себя таким образом. Пилат презирал иудеев, правителем которых был, а они ненавидели его (см. Луки 13:1); но всё свидетельствует о том, что они действительно могли принудить его подчиниться их воле. Вскоре после своего приезда в Палестину в 26 г. н.э. Пилат привёл иудеев в негодование, привезя в Иерусалим римские знамёна, на которых был изображён император. Это шло вразрез с иудейской заповедью «не сотвори себе кумира». Делегация в течение пяти дней и ночей просила Пилата убрать знамёна, и на шестой день Пилат приказал своим воинам взяться за оружие. Иудеи готовы были принять смерть, но только не преступить свой закон. Опасаясь, что резня по поводу такого священного вопроса может привести к широкомасштабному восстанию, Пилат уступил и убрал изображения из Иерусалима. Пилат не рвался угодить иудеям, но он был достаточно беспринципным, чтобы принести в жертву жизнь человека ради того, чтобы избавить себя от проблем.

Многогранный ответ

Итак, почему же умер Иисус, если смотреть на всё с исторической точки зрения? Ответ многогранен. Он умер из-за того, что вызвал возмущение вождей иудаизма. Он умер из-за того, что заявил о Своей власти над некоторыми из самых священных иудейских институтов, включая сам храм. Он умер потому, что предсказал неизбежное падение иудейской системы в том виде, в каком она тогда существовала. Он умер, потому что некоторые из Его современников (обладавшие религиозной властью) считали Его богохульником. Он умер, потому что Его обвинили в организации мятежа и потому что римский правитель, который понимал, что Иисус не представлял ни политической, ни военной угрозы, был слишком слаб, чтобы противостоять давлению со стороны желавших Иисусу смерти. Всё это подробно освящено историческими источниками.

Виноваты ли в этом «иудеи»?

Новый Завет (не только Евангелия, но эти четыре книги в первую очередь) обвиняют в антииудаизме, в том, что он перекладывает вину за всё произошедшее на традиционных врагов христианства, иудеев. Говорят, что виноваты Пилат и римляне; некоторые даже полагают, что иудейские власти на самом деле пытались спасти Иисуса, но Пилат был таким кровожадным, что они не смогли предотвратить Его смерть. Плюс ко всему, некоторые человеконенавистнические группы с помощью Евангелий пытаются показать, что иудеи убили Христа и потому должны подвергнуться всевозможным насильственным действиям. Неужели Евангелия действительно говорят об этом? В самом ли деле они антииудейские?

Тот факт, что Евангелия используются для продвижения антииудейских лозунгов, не означает, что они по замыслу своему антииудейские. Евангелия, возможно, не изображают многих иудеев в очень положительном свете, так как они имеют дело, главным образом, с теми иудеями, которые оппонировали Иисусу. Однако они не изображают всех иудеев одинаково, что по определению было бы необходимо для того, чтобы можно было обвинить их в антииудаизме.

На самом деле некоторые иудеи представлены в Евангелиях в весьма положительном свете. Все четыре Евангелия упоминают о том, что Иосиф Аримафейский, один из руководителей в иудейском обществе и член того же совета (синедриона), который осудил Иисуса, попросил у Пилата тело Иисуса, чтобы похоронить его. Это был смелый и великодушный поступок, учитывая, что только что произошло с Иисусом и что могло случиться с каждым, кто проявил бы дружелюбие по отношению к Нему (Матфея 27:57–61; Марка 15:42–47; Луки 23:50–56; Иоанна 19:38–42). В этом деле Иосифу помогал Никодим, которого называли «начальник иудейский» и «учитель Израилев». Ранее Никодим призывал синедрион не судить Иисуса без подробного слушания дела (Иоанна 3:1, 10; 7:50–52).

В Евангелии от Иоанна несколько раз противники Иисуса называются просто «иудеями», что позволило некоторым упрекать Иоанна в том, что он в смерти Иисуса винил всех иудеев (включая их потомков). Однако Иосиф Флавий, иудейский историк I века, пользовался точно та- кой же терминологией, говоря о зилотах, которые бросили вызов Риму, что и привело к разрушению Иерусалима в 70 г. н.э. Он возлагал вину за это полное поражение на «иудеев», очевидно имея в виду только тех, кто нёс ответственность за организацию восстания против Рима.3 Точно так же и Иоанн использовал этот термин. Подобным образом, иудейские пророки Ветхого Завета осуждали неверующих и противящихся иудеев. Это слово по своему характеру не является ни присущим только Евангелиям, ни «антииудейским». (См. как один из многих примеров, всю книгу Малахии).

Особый интерес в этом отношении представляет Матфея 27:25. После того как Пилат «умыл руки» (Матфея 27:24), народ (возбуждаемый первосвященниками и старейшинами) закричал: «кровь Его на нас и на детях наших». Этот стих толкуется как то, что все иудеи на все времена несут коллективную ответственность за смерть Иисуса. Однако так толковать этот стих нет абсолютно никаких оснований. В Библии нигде не зафиксировано, что Бог ратифицировал это проклятие или что какой-либо из авторов Нового Завета хоть словом намекает на подобную идею. Матфей просто записал то, что говорил народ, и на этом нужно поставить точку.

Мы должны помнить, что распятие Иисуса — это история об иудее, который был предан на казнь иудеями, о чём пишут иудейские авторы (за исключением Луки, единственного автора язычника в Новом Завете). Обвинение в антииудаизме не имеет смысла, так как и Иисус и Его первые последователи были иудеями. Отрицательный материал в отношении иудеев в Евангелиях подан в конкретном контексте противостоявших Иисусу. Вырывать его из контекста и использовать против евреев сегодня — значит игнорировать как историю, так и разумное толкование текстов.

Мы имеем дело не с фантастической историей, которую можно толковать, как нам хочется, в зависимости от наших духовных, националистических или эмоциональных предпочтений. Смерть Иисуса — это историческое событие, подтверждённое как иудейскими, так и неиудейскими источниками I и II веков. Мы не имеем права переписывать историю, какой бы неприятной она ни казалась нам лично. Кто-то хорошо сказал: пытаться изменить историю — это потерять её, потому что если мы пересмотрим её в соответствии с нашими личными вкусами, то тогда сведения о событиях, произошедших на самом деле, будут безвозвратно утрачены. Жизнеописание Иисуса — это рассказ о любви и самопожертвовании Христа ради искупления всего человечества. Она не столько о том, «кто убил Иисуса», сколько о том, «кто такой Иисус и почему Он умер».

В то же время, рассказ о Нём включает в себя и рассказ о Его врагах, которые настаивали на Его смерти и которые фактически казнили Его. Если это исключить, то рассказа не получится. Отчёт о том, что произошло, ни в коем случае не осуждает весь народ в целом (и, конечно же, не их потомков) и не выдаёт разрешение на предубеждение или ненависть.

В портрете Иисуса, предлагаемом некоторыми скептиками типа «Семинара по Иисусу», должным образом не учтён исторический факт смерти Иисуса. Основываясь главным образом на своих антисверхъестественных предпосылках и стремясь убрать из Евангелий то, что они считают «антииудейским», эти критики убирают из Евангелий все заявления на божественность и мессианство и на право Иисуса именоваться Господом. Взамен они представляют Его бродячим мистиком, который рассказывал милые истории, благословлял детей и никогда не говорил ничего такого, что могло бы кого-нибудь обидеть. При таком подходе Его смерть становится загадкой.

Смерть Иисуса от рук Пилата (и по настоянию иудейских иерархов) — один из самых исторически достоверных фактов о Нём. Он подтверждается как христианскими, так и не христианскими источниками. Если Иисус не заявлял ничего из того, что, согласно Евангелиям, Он заявлял о Себе, то удивляет, зачем было кому-то вообще убивать Его.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СМЕРТИ ИИСУСА

     Другая совокупность причин смерти Иисуса не может быть подтверждена историей, потому что эти причины относятся к области веры и не могут быть доказаны или опровергнуты историческими методами. Размышляя о них, помните, что о них мы узнаём из тех же источников, что раскрыли нам исторические причины смерти Иисуса. Так как мы увидели, что эти источники в полной мере подкрепляются внешними свидетельствами, то у нас есть достаточно оснований верить тому, что они говорят не только в плане истории, но и в плане теологии. Независимо от того, верите вы или нет в то, что говорят Евангелия о теологических причинах смерти Иисуса, важно, по крайней мере, признать, что это то, во что верили о Нём первые христиане. Итак, почему умер Иисус, с точки зрения теологии?

Чтобы исполнить Своё предназначение

     Сам Иисус сказал, что Ему «должно» было умереть на кресте. Что Он имел в виду? Он сказал:

«Сыну Человеческому должно много по- страдать, и быть отвергнутым старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть» (Луки 9:22).

     Делая это заявление, Он использовал короткое греческое слово (deiv, дэй), которое означает «должно, необходимо, надлежит» в значении сильного принуждения. Это могло быть божественное принуждение (то есть воля Бога), внутреннее принуждение или то, что требовали обстоятельства. В случае с Иисусом присутствовало всё это и даже больше. Смерть Иисуса не была случайностью, как не была она чем-то, чего Он хотел избежать. Наоборот, Он считал её божественной необходимостью, которой была подчинена вся Его жизнь. (См. два других так называемых «Предсказания страстей» в Луки 9:44 и 18:31–33). Умирая, Иисус сказал: «Совершилось!» (Иоанна 19:30). Что «совершилось»? Что Он совершил Своей смертью?

Чтобы установить Новый Завет

     В Матфея 26:26–28 содержится важный текст для ответа на этот вопрос. Во время Последней вечери со Своими учениками Иисус взял хлеб и вино и раздал ученикам. Хлеб символизировал Его «тело». Чаша, сказал Он, «это — кровь Моя нового завета, за многих проливаемая в оставление грехов». Здесь обнаруживаются два ключевых момента. Первый — это то, что Иисус рассматривал Свою смерть как средство установления «нового завета» между Богом и Его народом. Подобно тому как «ветхий завет» был скреплён пролитием крови животных, новый завет Христа должен был вступить в силу через пролитие Его крови. (См. также Евреям 9:15–22 для составления полного представления об этом аспекте крови и смерти Иисуса). Почему? Второй ключевой момент в этом тексте поясняет: «в оставление грехов». Согласно Новому Завету, смерть Иисуса должна была принести прощение. Вот, видимо, почему в Иоанна 1:29 Он назван «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». Как израильтяне приносили в жертву агнцев и других животных, желая искупить свои грехи, так Иисус пролил Свою кровь (снова Евреям 9) в качестве совершенной жертвы за грехи—приношения, которое не нужно будет повторять снова и снова, так как эта жертва действенна всецело (см. Евреям 10:11–18; Римлянам 3:21–26).

Чтобы даровать прощение грехов

     Главной вестью первых христиан было про- возглашение: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Коринфянам 15:3). Иначе в Новом Завете это выражается так: Иисус взял наш грех на Себя и понёс наказание за нас. Другими словами, Бог возложил на Него, жертвенного Агнца, все грехи мира, чтобы искупить всех. Пётр в 1 Петра. 2:24 передаёт это красноречиво, перефразируя слова из Исаии 53:

«Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».

     Невозможно объяснить смерть Иисуса, если исключить идею греха. Грех для сегодняшнего мира — абсолютно чуждое понятие. Если не принимать во внимание грех, то смерть Иисуса представляется лишь бессмысленной жестокостью. Если мы подумаем о грехе, то сможем увидеть необходимость того, что сделал Иисус.

Чтобы победить смерть

     Даже такие возвышенные идеи не могут исчерпать значение смерти Иисуса. Павел указал в Римлянам 5:12–21, что Иисус умер, чтобы победить смерть для нас. Приняв смерть за нас, а затем воскреснув, Иисус одержал победу, в которой нам всем предлагается принять участие. Это значит, согласно Евреям 2:14, 15, что мы были освобождены не только от смерти, но и от страха перед ней. Философ Уильям Джеймс сказал, что смерть — «червь, который подтачивает всякое стремление к счастью». Независимо от того, верна или нет эта мрачная оценка, Новый Завет радостно провозглашает, что благодаря Иисусу нам не нужно больше бояться.

Чтобы исполнить и упразднить закон

     Апостол Павел сказал, что смерть Иисуса освободила нас от того, что он назвал «проклятием закона» (Галатам 3:13-14). Это не означает, что Павел считал проклятием сам старый завет. «Проклятие закона» — это наша неспособность соблюсти закон и, как следствие этого, осуждение. Система законов могла бы спасти нас только в том случае, если бы мы были способны соблюсти все законы совершенным образом (Иакова 2:10-11); иначе сами законы выступают против нас. Законы могут помочь нам удержаться от проступков, но они не могут загладить вину; вместо этого они судят нас. Павел сказал, что Иисус Своей смертью на кресте сделал для нас то, что закон, «ослабленный плотью», не смог сделать. «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Римлянам 8:3). Смерть Иисуса освободила нас от «проклятия закона». Хотя мы не в состоянии угодить Богу своими силами, мы можем получить свободу через веру в кровь Иисуса.

Чтобы подарить новую жизнь

     С этим освобождением от закона тесно связана та идея, что смертью Иисуса мы «умираем для греха» и «оживаем к праведности». В Римлянам 6:1–4 Павел ответил на вопрос, означает ли Божья благодать, дарованная через Иисуса, что мы можем «оставаться… в грехе, чтобы умножилась благодать». Его ответ был: «Никак». По- чему? Павел продолжил:

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни (Римлянам 6:3-4).

     Иисус не только умер за нас, сказал Павел, но через крещение мы можем принять участие в Его смерти, предвкушая и воскресение вместе с Ним из мёртвых. В Евреям 9:11–14 излагается аналогичная мысль:

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворной, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью, однажды вошёл во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы через окропление освящает осквернённых, чтобы чисто было тело, то тем более кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Чтобы показать нам пример

     Ещё одна причина, по которой умер Иисус, состояла в том, чтобы показать нам пример, как можно страдать несправедливо, поступая праведно. Страдать можно не только вследствие проступков; часто люди страдают, когда делают то, что правильно. Не будучи основной причиной смерти Иисуса, это было убедительным примером для Его последователей, которые скоро столкнулись с неприятием неверующего мира. Это и сегодня остаётся примером для людей. Пётр писал:

Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1-ое Петра 2:21–24).

     Новый Завет приводит и другие теологические причины смерти Иисуса, но и этих достаточно, чтобы показать нам ход мыслей первых христиан. Помните: это не просто разрозненные идеи верующих, возникшие в процессе их размышления о том, что сделал и почему умер Иисус. Все они корнями уходят в Его собственные слова: «ибо это — кровь Моя нового завета, за многих проливаемая в оставление грехов» (Матфея 26:28). Они помогают нам понять многогранную природу смерти Иисуса. Его смерть не была просто казнью или трагическим концом сбитого с толку религиозного зилота. Это была тщательно спланированная жертва Отдавшего Свою жизнь в качестве выкупа за многих.