Нераздельно неслиянно: чудо воплощения Иисуса Христа

Нераздельно неслиянно: чудо воплощения Иисуса Христа

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5)

Бабочка оделась в гусеницу. Такого не бывает, скажете вы, но не подобное ли этому событие мы отмечаем с вами каждое Рождество? Однажды Создатель солнечных систем посетил нашу Землю, став как один из нас. Оставаясь Самим Собой, Творцом, Он одел на Себя скафандр человеческого тела. Слепящий блеск Его славного внеземного Естества облекся в утробе Марии в хрупкую оболочку из кожи, костей и мышц, которые выросли на Нем из одной единственной клетки. Его тело-скафандр было настолько органично связано с Ним, что Он стал с ним одним, неделимым целым. На землю шагнул Богочеловек.

Вы носили когда-то обувь на размер меньше чем ваша? Уже через десять минут она становится просто невыносимой! Но Творец провел на земле не десять минут, а целую жизнь. Американский астронавт Нил Армстронг, пробыв на Луне два с половиной часа, с большим облегчением вздохнул, когда выбрался из своего неуклюжего скафандра. Каково же было то стеснение, которое пережил Создатель Иисус Христос? Писание говорит об этом так — Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7) Слово «уничижил» с греческого буквально переводится как «опустошил». В сравнении со всем тем, что Христос имел на небе, то что Он имел на земле – это пустота.

Образ скафандра все же слабо описывает воплощение Бога, ведь Он не просто «одел» на Себя тело, но вместе с этим телом Он согласился взять на Себя и все человеческие ограничения. Ограничение временем и пространством. Ограничение физических и эмоциональных сил. Вследствие этих ограничений, Он стал по-земному уязвимым, наследовав рискованную возможность отныне «быть искушенным». В любом доступном случае эту возможность использовал дьявол, надеясь, что «скафандр» Иисуса даст трещину, так же как он дал трещину у Адама и Евы. Точно так же как он треснул у Моисея, у Самсона, у Давида, у Соломона и этот список пополнил каждый земной житель. До пришествия Христа дьявол метко бил в эти уязвимости и в каждом человеческом случае – наносил людям поражение. Грех дал трещину в каждом из нас. В Римлянам 3:9–12 нарисована ясная картина – мы «все под грехом». Там сказано, что среди людей:

  1. Нет праведного
  2. Никто не понимает Бога
  3. Никто не ищет Бога
  4. Все уклонились от Бога
  5. Все до одного — негодны
  6. Нет ни одного благодетеля

Несколькими стихами ниже Писание суммирует, говоря: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Мы все проиграли. Вот почему Христос должен был прийти в человеческом теле. Он должен был выстоять эту битву за нас. И Он победил!

  • Нет праведного – теперь, послушанием Христа, мы сделались праведны перед Богом (Рим. 5:19 )
  • Никто не понимает Бога – но Сын Божий дал нам свет и разум (1 Иоан. 5:20)
  • Никто не ищет Бога – а Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лук. 19:10)
  • Все уклонились от Бога — но Христос вернул нас к истинному Пастырю (1 Пет. 2:25)
  • Негодны все до одного – а с Христом теперь мы не останемся без плода (2 Пет. 1:8 )
  • Никто не делает добра – но во Христе мы созданы на добрые дела (Ефес. 2:10)

Иисус выдержал все. Его Человечность не дала трещину, хоть Он и был «…подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). При этом всем Христос, будучи Человеком, оставался Богом и во время своей земной жизни — Он обладал Всезнанием, Вездесущностью и Всемогуществом (не торопитесь возразить, изучите это самостоятельно). Люди, которые арестовали Христа, судили Его, били, ругали и в итоге распяли, пронзая Его руки и ноги – но в тот же самый момент их жизнь была поддерживаема Им, как Богом, ибо сказано «все Им стоит» (Кол. 1:17).

Как же Иисусу удавалось быть Богом, и в тот же самый момент Человеком? Этим вопросом интересовались с давних времен. «Христос — совершенный Бог и совершенный человек», «Христос единосущен Отцу по Божеству и нам по человечеству», «Две природы — божественная и человеческая — пребывают в единой ипостаси Иисуса Христа нераздельно и неслиянно». Это цитаты из догмата IV Вселенского Собора (451 г.), дающие ответ на поставленный вопрос. Но как понять эти слова – «нераздельно» и «неслиянно»? С точки зрения языка — это алогизм, подобный словам «сухо мокро». Тем не менее, и в нашем мире подобные вещи существуют. Спросите профессора физики: «Движется ли электрон?» – он вам ответит, что нет. Спросите «Не движется ли он?», он снова ответит нет. «Весит ли он?» — нет. «Невесомый ли он?» — опять ответ нет. Вам кажется это абсурдным!? Вывод: если мы что-то не понимаем, это еще не значит, что этого не может быть. Новый Завет открывает Иисуса именно таким – «нераздельно/неслиянным» Богочеловеком. В этом — настоящее чудо Христа!

Удачной иллюстраций для пояснения этого интеллектуального чуда является раскаленный металл. Сам по себе металл — твердый, темный и холодный материал. Но внесите его в огненную печь и затем выньте из нее — как металл приобретает удивительный свойства: становится мягким, начинает излучать свет и тепло. Заметьте, он по-прежнему, остается металлом, но в нем в одно время присутствуют две природы — сущность металла (да, да все тот же 100% феррум / Fe) и сущность огня, излучающая свет и жар. Так и в Христе – две природы не смешиваются и не существуют по отдельности, но взаимно проникают друг в друга.

Вот таким «раскаленным» Божьим Человеком был и остается Иисус Христос. Он прожил жизнь в человеческом теле, вознесся в теле (Мар. 6:19) и остался в теле после Своего Воскресения (Луки 24:39,42). Он пребывает в теле и сейчас, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

Какое практическое значение это размышление о природе Христа имеет для нас? Во Христе Бог понимает тебя и меня изнутри. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». (Евр. 2:18) Христос понимает жизнь «гусениц», потому что Сам прожил ее, и Он способен дать нам силы прожить ее по-новому. Для этого нам нужно выполнить лишь одно условие – быть послушным Ему. Обращайтесь ко Христу всякий раз, когда вы чувствуете, что в искушении ваш скафандр трещит по швам. Иисус может искушаемым помочь. Выходит, проигрывают лишь те, кто надеется на себя.

 

Источник: Богоискатель