Плод Духа – милосердие

Плод Духа – милосердие

Энциклопедический словарь дает такое определение милосердию: «Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т. п.».

На первый взгляд, милосердие – само собой разумеющееся качество добропорядочного гражданина и вовсе не относится к проявлению веры. Однако это только на первый взгляд. Мы живем в жестоком мире, где ненависть заполнила все жизненное пространство. Ненависть сооружает непреодолимые преграды между народами, государствами, общинами людей, исповедующих одну религию, и даже между членами одной семьи. Кровопролитные войны свирепствуют. Человечество богатеет знаниями, но беднеет духом. Миллионы людей умирают от голода, болезней и разрушенной среды обитания, потому что и знания, и финансы, и технологии направлены на изобретение и производство все новых и новых средств массового уничтожения. Планета представляется нам театром военных действий, где все ресурсы земной цивилизации брошены на уничтожение жизни.

«Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть» (Мих. 7:2). Это слово пророка Божьего своей беспощадной правдой разрушает декорации иллюзий, снимает маски с актеров, обнаруживая действительное состояние человеческой семьи. Какой болью наполнены слова Бога, взывающего через пророка Осию: «…Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6).

Подтверждая Божьи ожидания боговедения и милости, апостол Павел раскрывает прекрасный букет плодов Духа. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23). Этот текст в Послании к галатам святого апостола Павла – часть спора о законе и благодати, делах плоти и делах Духа, ценностях земных, бесовских и небесных, Божьих.

Закон обнаруживает порочность человека и выносит приговор: каждый человек – грешник. И дела грешника соответствующие: «…прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предупреждаю вас, как и прежде предупреждал, что поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Гал. 5:19–21).

Апостол Павел сгущает краски? Нет. Здесь представлена духовная характеристика человека. Плоть, дела которой так неприглядны, есть человек, не возрожденный от Духа Святого и Слова Божьего. Нам не стоит вступать в словопрения и приводить примеры добропорядочных людей, которые иногда оказывают милосердие, не будучи христианами. Так, в книге Деяния апостолов мы читаем: «Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они из-за дождя и холода разложили огонь и приняли всех нас» (Деян. 28:2). В Послании к галатам апостола Павла говорится не о морали, дисциплине или религиозных традициях, но о Боге, Который послал в мир Спасителя Иисуса Христа. Речь идет о совершенном искуплении человека, о его возрождении в стандартах Небесного Царства и также о том, что возрождение совершается Духом Святым и производит радикальные перемены в человеке, превращая его в человека духовного. Бог Дух Святой в обычном человеке рождает человека духовного; наделяя его Своей святостью, просвещает его ум, делая способным приносить духовные плоды.

Две природы, плотская и духовная, вступают в конфликт: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:16–17). Победитель в этом конфликте получает заслуженное воздаяние. Побеждает плоть – и наследуются вечные муки ада. Побеждает дух – и свободный от осуждения человек водворяется в Божьем Царстве.

Я думаю, что апостол Павел имел в виду, по крайней мере, две задачи, так детально раскрывая противостояние двух природ человека. Первая задача, безусловно, – открыть дела Духа Святого, через познание которых нам даются «дорожные знаки» на пути в Небесное Царство. Святой апостол Петр говорит об этом так: «Поэтому, братья, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10–11). Перечисленные плоды Духа можно расставить на нашем жизненном пути как дорожные указатели, которые помогут делать верные шаги на пути в Небесное Царство. Куда направлены наши глаза и уши, туда направлены и ноги. Там – и сердце наше. Если наше внимание привлекает какофония мирских тусовок, популярные боевики и захватывающие компьютерные игры – мы не можем производить благодатные плоды, как написано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Если же наши глаза и уши направлены на Богочеловека Иисуса и Его дары любви – мы следуем в правильном направлении.

Вторая задача состоит в том, чтобы материализовать дела Духа. Велико искушение представлять духовный мир как мир невидимый, пребывающий в ином измерении и не имеющий отношения к будням жизни землян. Нередко случается, что, живя по плоти, люди пытаются оправдать себя, считая, что их духовный мир сокрыт в глубинах души, в духе, поскольку имеет неземную природу. Мол, дела Духа не могут быть видимы. Павел не оставляет места для подобных спекуляций и ложных надежд. Его вывод: «Поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Гал. 5:21). А слова: «На таковых нет закона» (Гал. 5:23) – четко дают определение людям духовным, дела которых, тем не менее, вполне практичны, поддаются оценкам и явно свидетельствуют об их неземном происхождении. Это означает, что каждый христианин, верующий в искупительную кровь Иисуса Христа, должен прилагать все старания к тому, чтобы приносить плоды Духа (см. 2 Пет. 1:5–10). Милосердие – результат напряжения сил человека, результат старания. Милосердие – обязательный плод духа человека, освященного Духом Святым и возрожденного Словом Спасителя.

Образец милосердия находим в служении Господа Иисуса Христа. Вот Он в окружении толпы народа: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их многому» (Мк. 6:34). Вот плачущая вдова: «Увидев ее, Господь сжалился над ней и сказал ей: „Не плачь“» (Лк. 7:13).

За словами последовали и дела. Все поступки Иисуса, по сути, – бесконечное милосердие. Перечитайте Евангелия. Потрясающая картина милосердия ко всем и всегда! Дела Иисуса подтверждают Его слова: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Показав пример сострадательности и милосердия, Иисус предписывает Своим ученикам: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден» (Лк. 6:36). Наивысший стандарт милосердия!

Милосердие зарождается и созидается в сознании. Апостол Иаков пишет: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом» (Иак. 2:13). Можно сказать проще: милость выше справедливости и выше закона. Милосердие начинается и утверждается в сознании, душе и сердце человека. Поскольку это плод Духа, то очевидно, что милосердие рождается как результат воздействия Слова Божьего, внушаемого Духом Святым в разум человека. Такой посев, принятый верой, производит соответствующий плод – милосердие. Область суждений, нравственных оценок кого бы то ни было в христианском сознании должна быть пронизана милосердием.

Любимое наше занятие: суды да пересуды, рассуждения – осуждения. Суды да пересуды рождают действия. Жестокость становится нормой, ибо, когда в умах создана атмосфера жестокости, неприязни, осуждения, тогда жестокость в действиях воспринимается как само собой разумеющаяся. Плод Духа – милосердие – является свидетельством того, что именно от Духа Святого в духе человека рождается правильное, святое мировоззрение. Милосердие, рожденное от Духа и утвержденное в сознании, производит плод милосердия в словах и делах.

Отмечая важность языка, его силу и, к сожалению, испорченность, апостол Иаков пишет: «…Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:8). Вот почему Иисус Своим ученикам предписывает быть аккуратными в словах: «Но да будет слово ваше: „да“ – „да“; „нет“ – „нет“; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37).

Дух Святой учит нас в слове Евангелия: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). По сути, это приказ, чтобы слово христианина было словом милосердия. Такое пристальное внимание к языку не случайно. Милосердие, выраженное языком, создает атмосферу милости и рождает милость в ответ: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Притч. 25:15).

Слово «плод» имеет несколько значений и ассоциируется с выращенным плодом земли. Это труд великий: возделывание почвы, очистка ее от сорняков, посев доброго семени, охрана всходов от птиц, зверей, расхитителей и прочих опасностей, сбор урожая. Фермеры не станут показывать солому и хвалиться листвой. Никто не будет показывать поле, заросшее бурьяном. Это стыд и позор. Но языком грубости, жестоким суждением, безжалостными приговорами хвалится каждый. Не должно так быть. Пушкин в свое время отмечал ценность милости: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».

Плод Духа – милосердие. Оказание милости своим – хоть и трудная задача, но, по крайней мере, понятная. А как быть с прочими? Христос не оставляет места для маневра: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5:44). Эти слова Иисуса взрывают привычное представление о добре и зле. Какие враги могут быть, если ты относишься к ним с тем же чувством любви и проявляешь милосердие? Что это за враги, которых ты благословляешь? Такое предписание исключает саму возможность войны в любых проявлениях, ибо, оказывая милосердие и благословляя людей, невозможно их ненавидеть, считать врагами. Это полная противоположность общепринятым понятиям о добре и зле. Такое милосердие может быть только плодом Духа. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:46–47). Здесь нет похвалы язычникам. Это слово Господа, как меч, проникает до разделения души и духа и обнаруживает… пустоту. Всего лишь уровень язычников.

И вопрос «Кто мой ближний»? – уже не текст Писания только, но и моя попытка из зоны света скрыться в тень. «„Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? “ Он сказал: „Оказавший ему милость“. Тогда Иисус сказал ему: „Иди и поступай так же“» (Лк. 10:36–37)