Возможно ли познать Иисуса сегодня?

Возможно ли познать Иисуса сегодня?

Иногда во время интервью человека спрашивают: «С какой исторической личностью вы больше всего хотели бы познакомиться?» Обычно отвечают: «С Иисусом из Назарета». С Ним все хотят познакомиться благодаря тем поразительным вещам, которые рассказывают о Нём Библия и исторические книги.

Знать о человеке и знать человека—совершенно разные вещи. Изучая историю, мы можем многое узнать о людях прошлого, но это не означает, что мы знаем их. В этой работе мы до сих пор говорили о том, что можно знать об Иисусе. Мы задавали о Нём такие исторические вопросы, какие могли бы задать о любой другой значительной фигуре в истории: какие источники информации говорят о Нём; когда, где и как Он жил; на каком языке (языках) Он говорил; что Он думал о Себе; во что Он верил; как Он умер. Изучая Иисуса, мы также должны спросить, возможно или нет, что Он действительно воскрес из мёртвых.

И вот теперь мы подошли к вопросу, который побуждают нас задать авторы Нового Завета (нашего основного источника информации об Иисусе): возможно ли познать Иисуса сегодня? Хотя это не совсем исторический вопрос, он возникает в результате того, что сообщает нам история жизни Иисуса, особенно что Он воскрес и продолжает жить на небесах. Если в этом есть хоть какая-то истина, тогда мы действительно можем познать Его, а не просто узнать «о» Нём. Тут мы оказываемся в области теологии и личной веры, вещей, которые невозможно исчерпывающе продемонстрировать через обычные каналы изучения истории. Если всё, что мы узнали об Иисусе, достоверно, тогда нам не избежать этого вопроса. Источники, которые говорят нам об Иисусе,—это те же источники, что подсказывают нам, что Его воз- можно познать. Кроме того, исторические вопросы не единственные, которые стоит задавать, вы согласны?

В Евангелии от Иоанна записано, что Иисус незадолго до Своего распятия молился Своему Отцу:

Отче! Пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:1б–3).

По собственным словам Иисуса, возможно познать Его—как и познать Бога. В этом суть «вечной жизни»: познавать Бога, видя Его в личности Его Сына, Иисуса (Ин. 1:14–18). Он говорил не только о Своих современниках, так как позднее в этой молитве Он молится о тех, кто поверит в Него по слову Его учеников (см. 17:20).

 

ОН ПО-ПРЕЖНЕМУ С НАМИ

Иоанн не единственный автор Нового Завет, который намекал на то, что мы можем по- знать Иисуса сегодня. В начале своего Евангелия Лука говорит своему покровителю, что рас- судилось ему «описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:3, 4). В Деяниях Лука продолжает эту мысль: «Первую книгу написал я, Феофил, обо всём, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом по- веления апостолам, которых Он избрал» (Деян. 1:1, 2). Заметьте, что Лука говорит о своей пер- вой книге (Евангелии от Луки), этим указывая на то, что история Иисуса на Его вознесении не заканчивалась, что было продолжение истории. Деяния описывают то, что Иисус продолжал делать и чему продолжал учить посредством Святого Духа—Своего духовного присутствия среди Своих последователей после того, как Он вернулся на небеса (Деян. 1:6–11). По свидетельству Луки, первое, что сказал Иисус Своим ученикам после Своего воскресения, касалось прихода Святого Духа, «обещанного от Отца», который сойдёт на них очень скоро (Деян. 1:4, 5). Читая Деяния, мы узнаём, что Иисус продолжал делать и чему продолжал учить через Духа, посредством которого присутствовал среди Своего народа.

А если так, то, чтобы ответить на наш текущий вопрос, возможно ли познать Иисуса сегодня, будет логично обратиться именно к книге Деяний.

 

ОТ «УЗНАТЬ О» ДО «ПОЗНАТЬ»

Приход Святого Духа, который Иисус обещал в Деян. 1, стал реальностью в следующей главе. Это событие произошло во время иудейского праздника Пятидесятницы (от слова «пятьдесят», потому что он отмечался на пятидесятый день после Пасхи). Иисус был рас- пят на Пасху, а спустя пятьдесят дней Иерусалим наполнился паломниками, которые собрались в городе, чтобы отпраздновать Пятидесятницу. Ученики Иисуса тоже были там, как Он и повелел им. Неожиданно они оказались в центре трёх необычных явлений, оповестивших о приходе Духа. Началось всё с шума, похожего на сильный ветер. Потом нечто, похожее на огонь, появилось у них над головами, после чего апостолы были благословлены чудесной способностью говорить на языках, которых они не изучали (см. 2:8, 11 в подтверждение на того, что это были настоящие языки, на которых возвещалось о «великих делах Божиих»).

Естественно, всё это привлекло толпу. На- род хотел знать, что всё это значило. Необычные явления не были «главным событием» Пятидесятницы, так как их надо было ещё истолковать. Происходило нечто более важное, и Пётр поднялся, чтобы объяснить народу, что это было. Он объяснил, что событие, которому они были свидетелями, было предсказано пророком Иоилем за несколько столетий до этого; это было исполнение Божьего обещания о том, что однажды Он «изольёт» Дух Свой на «всякую плоть», а не только на пророков, царей и других вождей израильского народа (2:14–21). Теперь этот Дух—присутствие Христа—будет доступен всем. Объяснив это, Пётр сразу же перешёл к краткой истории жизни Иисуса, к великим делам, которые Бог сотворил через Него, как Он был предан на распятие и как смерть не стала концом Его жизни. Бог, возвестил Пётр, подкрепив свои слова цитатами из Пс. 15 (ст. 8–11) и Пс. 109 (ст. 1), воскресил Иисуса из мёртвых (2:22–35). Вот кульминационный мо- мент его проповеди: «Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (ст. 36).

Такое заявление должно было сильно взбудоражить слушавших Петра в тот день, особенно потому, что он обвинил их в смерти Иисуса. Кроме того, оказывалось, что Иисус был не лжемессией, как они думали, а настоящим Божьим Мессией и Господом. Неудивительно, что они сразу же спросили Петра и других апостолов «Что нам делать, мужи братья?» (ст. 37). Ответ Петра был однозначным: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов—и получите дар Святого Духа» (ст. 38). Пётр сказал, что те, кто покается и кто крестится, получат Духа Святого. Другими словами, Христос будет присутствовать среди них тоже. Христос, Которого они распяли, теперь воскрес и будет вечно присутствовать среди тех, кто поверит в Него и последует Его учению. Заметьте также, что ответ Петра на их вопрос о том, как спастись, связывал их напрямую с вестью об историческом Иисусе; Он был Тем, в кого им необходимо было поверить и кому они должны были повиноваться. Так они «познают» Его: через весть о Нём и присутствие Духа Святого в них. Позднее, когда первые неиудеи услышали ту же самую весть, снова присутствие Духа подтвердило то, что они были приняты Богом. (Для самарян [иудеев наполовину] это произошло в 8:14–16; язычники получили эту весть в 10:44–48; 11:15–18).

Человек получает Святого Духа, услышав евангельскую весть об Иисусе, уверовав в неё и повиновавшись ей. Это подчёркивается в Деян. 5:32, когда Петра и других апостолов при- вели к иудейским властям и угрожали им всякими карами, если они не перестанут говорить об Иисусе. Сначала они ответили: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (ст. 29), а затем сказали: «Свидетели Ему в этом мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему». Дух (то есть присутствие Христа) не пришёл просто от знания о Нём, не было это и следствием эмоционального опыта. Это произошло в результате признания истинности вести об Иисусе, которую мы разбираем, и в результате покорного совершения того, что повелели апо- столы: покаяться и креститься во имя Иисуса. Заявляя об этом, апостолы просто делали то, что ранее повелел делать им Иисус:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам. И вот Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:19, 20; курсив добавлен).

 

«ПАВЕЛ, ПОЗНАКОМЬСЯ С ИИСУСОМ»

Ранее мы отмечали, что одним из самых важных исторических источников информации об Иисусе является Павел, называвший себя «апостолом язычников» (см. Рим. 11:13; 1 Тим. 2:7), потому что он верил, что Бог избрал его для того, чтобы он рассказал историю об Иисусе тем, кто не имеет отношения к иудаизму (Деян. 9:15; Гал. 1:15, 16; 2:9). Когда мы впервые встречаемся с Павлом в книге Деяний, он ещё не апо- стол Павел, а Савл Тарсянин, жестокий гонитель новой христианской веры (по его собственному признанию; Гал. 1:13). Тогда он не знал Иисуса. Когда во время его путешествия, конечной целью которого было преследование верующих, ему явился Иисус, Савл спросил: «Кто Ты, Господи?». И получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:5). Это случилось за три дня до того, когда он понял, что всё это значит для него. Человек по имени Анания пришёл к нему и сказал, что явившийся тому Господь Иисус послал его, Ананию, возложить руки на Савла, чтобы к нему вернулось зрение и чтобы он исполнился Святым Духом (Деян. 9:17, 18). Позднее, подробно рассказывая об этих важных событиях, Павел (как его стали звать начиная с Деян. 13:13 и далее) вспоминал, как Анания наставлял его такими словами: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16). Так Павел познал Иисуса.

На этом знакомство с Иисусом для Павла не закончилось. В своём послании к христианам греческого города Филиппы он высказывает мысль, что знакомство с Иисусом—это не- что такое, что он уже познал на опыте, но желает познавать больше и больше. Павел просит филиппийских христиан избегать людей, которые пытаются убедить их в том, что просто следовать за Иисусом недостаточно, что к вести о Христе нужно добавить ещё и иудейский за- кон, в частности обрезание. (Это была распространённая проблема на заре христианства; см. Деян. 15:1–5; Гал. 5:1–6). Показав в Фил. 3:4– 6, что он такой же настоящий иудей, как любой другой, Павел пишет следующее:

Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетой. Да и всё почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа,—с праведностью от Бога по вере; чтобы познать

Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или стал совершенным; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус (Фил. 3:7–12).

Павел говорит, что он уже познал Христа, но что хотел бы познать Христа больше. Похоже, что он рассматривал познание Христа как текущий опыт и как цель, к которой постоянно стремился. Павел жаждал не просто знаний о Христе (в конце концов, он уже видел Его; см. 1 Кор. 9:1), а познания Христа. Он отмечает, что это более полное знание его Господа придёт через уподобление Ему во всём, особенно через участие в страданиях Иисуса, когда он будет продолжать распространять благую весть о Нём. Очень часто приходилось дорого платить за это (см. Фил. 1:12–30).

 

НЕПРЕРЫВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Как мы увидели на примере Павла, знакомство с Иисусом не одноразовое событие. Это не то, что однажды происходит с нами, и потом мы просто забываем о нём. Как можно? Кому бы этого хотелось? Нет, знакомство с Иисусом приводит к изменениям в жизни.

В конце I века н.э. Иоанн написал своё пер- вое послание группе христиан, которые переживали ужасный конфликт. Им необходимо было противостоять другим верующим, которые отрицали, что Иисус и Христос были одной личностью (взгляд, близкий к гностическому). Кроме того, эти противники церкви оставили образ жизни, преподанный Иисусом, и скатились к аморальному поведению. Результат таков, пишет Иоанн, что они не знают Иисуса.

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. …Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины (1 Ин. 1:5—2:4).

Иоанн, так же как и Павел, считает, что познавать Иисуса означает «поступать так, как Он поступал» (жить так, как Он жил) и как Он учил поступать Своих последователей (1 Ин. 2:6). Это означает, что «познавать Иисуса»—это не просто обладать определёнными чувствами к Нему или быть посвящённым в некое мистическое знание, но это означает жить в Его присутствии так, как Он предписывает. Эти указания мы находим в новозаветных документах, в частности в 1 Иоанна, посланиях Павла и Евангелиях—как раз в тех документах, которые рассказывают нам о самом Иисусе.

 

НИКОГДА НЕ ПРЕКРАЩАЮЩЕЕСЯ ПОЗНАНИЕ

 

Иисус обещал, что наши отношения с Ним не заканчиваются с нашим опытом в этой жизни. Он сказал, что, когда мы познаём Его, мы принадлежим Ему. В своё время Он вернётся и заберёт нас к Себе, чтобы мы пребывали с Ним на небесах в вечности. Ученикам, которые были очень обеспокоены мыслью о Его уходе (смерти), Он сказал:

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам. Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14:1–3).

Когда один из них, Фома, посетовал на то, что не знает, куда идёт Иисус, Он ответил: «Я путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). Нам не нужно уметь расшифровывать сложный набор инструкций, чтобы быть с Иисусом; нам нужно лишь следовать за Ним.

Новый Завет показывает, что Иисуса можно познать, а не только узнать о Нём. Мы познаём Его через весть о Его жизни, смерти и воскресении. Мы познаём Его, в повиновение этой вести совершая акты покаяния и крещения. Мы познаём Его через Его Духа, который поселяется в нас, и мы познаём Его, живя так, как Он учил и как Сам жил. Если мы познали Его, то мы сможем жить с Ним вечно на небесах.

Необходимо предупредить: мы уже видели, что познавшие Иисуса и последовавшие за Ним в I веке сильно изменились. У нас есть все основания верить, что и мы изменимся, что нам нужно измениться и что мы должны измениться. Познание Иисуса приведёт к изменениям в вашей жизни. Вы готовы познать Иисуса?

 

ЯВЛЕНИЯ ИИСУСА ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

«Которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царстве Божием» (Деян. 1:3).

Мф. 28:9, 10—двум Мариям у могилы

Мф. 28:16–20—одиннадцати ученикам на горе в Галилее

Мк. 16:9–20—Марии Магдалине, двум не названным по имени ученикам и одиннадцати Лк. 24:13–35—двум ученикам на дороге в Эммаус

Лк. 24:36–53—одиннадцати в Иерусалиме

Ин. 20:11–18—Марии Магдалине у гробницы

Ин. 20:19–23—десяти ученикам

Ин. 20: 26–29—одиннадцати

Ин. 21:1–23—одиннадцати у Галилейского моря

Деян. 1:1–11—одиннадцати

Деян. 9, 22, 26—Савлу (позднее Павлу) на дороге в Дамаск

1 Кор. 15:5–8—«пятистам» [ст. 6] и Иакову [ст. 7]


Автор: Томми Саут