Вот уже две тысячи лет церкви, основанные Иисусом Христом, отстаивают ту истину, что когда погибающий грешник кается и получает возрождение свыше, в его жизни неминуемо наступают перемены.
Истина, что покаяние – это перемены в мышлении, приводящие к переменам жизни, также отражает позицию исторического баптизма. Не существует ни одного баптистского исповедания, которое отвергало бы покаяние как поворот от греха, или которое отстаивало бы лишь позитивную сторону покаяния: главное – вера, а дела необязательны (хотя и желательны).
Учение о том, что покаяние – это лишь перемена в мышлении, которая может приводить к переменам в жизни, а может и не приводить, является “иным евангелием” (Гал. 1:8-9). Этому “евангелию” не учит Библия и никогда не учила истинная церковь, в том числе и следующие Писанию баптисты.
Давайте для удобства две эти позиции – “покаяние, приводящее к изменениям” и “покаяние, не приводящее к изменениям” – выразим соответствующей аббревиатурой ППИ и ПНПИ.
Ветхий Завет утверждает ППИ
Если коротко, то в Ветхом Завете концепцию покаяния передают два древнееврейских глагола “шаб”(שׂוב) и “нахам”. Нахам выражает больше эмоциональный конспект покаяния, т.е. его обычное значение – “сожалеть о чем-то”, “искренне сокрушаться”. Яркий пример использования этого слова – Иов. 42:6: “…поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле”.
Слово “шаб” (שׂוב) ознаячает “поворот”, “обращение к Богу”, “возвращение к Нему”, “отвращение от греха”, “изменение направления” “воздержание от греховных привычных действий”. Этот глагол имеет очень широкий спектр оттенков значений и весьма часто употребляется в Ветхом Завете. Вот несколько примеров из книги Иезекииля:
“Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь (שׂוב) и отвратитесь (שׂוב) от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите (שׂוב) лице ваше” (Иез. 14:6). “И беззаконник, если обратится (שׂוב) от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет” (Иез. 18:21). “Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь (שׂוב) и обратитесь (שׂוב) от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?” (Иез. 18:30-31).
Нигде в Ветхом Завете вы не найдете даже намека на возможность ПНПИ (покаяния, не приводящего к изменениям).
Новый Завет утверждает ППИ
Одним из греческих слов, передающих идею покаяния, является термин “метамеломай” (μεταμέλομαι). Он означает “сожаление о чем-то” с элементом значения “передумать” и в чем-то пересекается с древнееврейским словом “нахам”. Пример использования μεταμέλομαι – Мф. 21:29: “Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел”.
Однако ключевым греческим словом, передающим идею покаяния, является греческое существительное “метанойя” (μετάνοια) и его глагольная форма “метаноэо” (μετανοέω).
Стандартный Греческий Лексикон Нового Завета определяет μετανοέω (учитывая все его использования) как “сожаление”, “раскаяние”, “обращение, отвращение от грехов, поворот на 180 градусов”.
Греческий лексикон “Louw-Nida” дает следующее определение μετάνοια и μετανοέω: “Это изменение образа жизни в результате полного изменения мышления и отношения к греху; покаяться – значит, измениться”.
Хотя русское слово “покаяться” (или англ. “repent”) обычно употребляется в смысле “сожаления”, ключевым его значением (исходя из использования μετάνοια в Новом Завете) следует считать “радикальное изменение”, “полную перемену в мышлении и поведении”. Термин “покаяние” имеет отношение не только к чувствам, но в первую очередь к тому, как мы мыслим и поступаем.
В зависимости от контекста, “метанойя” делает акцент больше или на отношении, или на поведении. Но чаще всего – если учитывать все семантические особенности этого термина – ударение ставится на поведении человека.
Греческий лексикон Тайера определяет “метанойю” как “изменение мышления в результате сожаления о совершенном грехе… это сожаление проявляется видимым образом… человек стремится получить у Бога прощение и каким-нибудь образом загладить последствия грехов; он испытывает отвращение к греху”.
Теологический Лексикон Нового Завета подтверждает такое определение “метанойи”, утверждая, что она “является важной частью керигмы, проповеди об обращении к Христу.
Итак, говоря о покаянии, не нужно разграничивать мысли, сердце и поступки. Изменения касаются всего человека, который, как новое творение, очищен от греховных пятен, и его жизнь несет признаки полной трансформации.
Теологический Словарь Нового Завета подчеркивает радикальность “метанойи”, указывая, что человек в результате покаяния отвращается от зла и поворачивается к Богу “в полном послушании”, что такое событие “логически влияет на поведение человека, его мысли, слова и поступки”.
Итак, все библейские справочные источники (лексиконы, словари, энциклопедии и т.д.) подтверждают ППИ. Если же верным является ПНПИ, тогда всю эту признанную, классическую литературу следует признать ошибочной в ее определении метанойи.
Новый Завет содержит много примеров ППИ.
О покаянии, приводящем к добрым делам, учил Иоанн Креститель: “Сотворите же достойный плод покаяния” (Мф. 3:8).
Иисус ссылается на покаяние ниневитян, которые не только сокрушались о своих грехах, но и изменили свое поведение – “чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих”. (Мф. 12:41; Иона 3:5-10).
В Отк. 2:5 Иисус также подчеркивает роль дел в покаянии: “Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела”.
Апостолы, проповедуя покаяние, также вкладывали в него идею обращения. В Деян. 3:19 написано: “Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши”. Павел четко показывает, что происходит в результате истинного покаяния: “Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному” (1 Фес. 1:9). Очевидно, что подлинное христианство неотделимо от явных перемен; эти перемены в жизни верующих города Фессалоники были радикальными.
Также апостол Павел показывает, что покаяние содержит элементы “печали и усердия”, т.е. стремления как-то исправить ситуацию. “Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!” (2 Кор. 7:9-11).
Мы привели лишь ничтожную часть библейских свидетельств в пользу ППИ. Однако, несмотря на огромное количество библейских текстов и справочных материалов, поддерживающих концепцию “покаяния, приводящего к изменениям”, защитники ПНПИ (покаяния, не приводящего к изменениям) пытаются аргументировать свою позицию.
Во-первых, они заявляют, что ППИ утверждает оправдание делами. Они представляют веру как абсолютный синоним покаяния. Отсюда делается логичный вывод: если вера не требует дел, то и покаяние не требует дел. Их позиция, однако, не учитывает ясного библейского учения о том, что истинная вера неотделима от подчинения Богу плюс посвящение Ему. Таким образом, суть спасения сводится лишь к тому, чтобы избежать ада, хотя важнейшим аспектом Евангелия является получение нового сердца, обретение новой жизни.
Далее, делается акцент исключительно на роли Христа как Спасителя. Однако Он также является Господом. Нельзя из всех ролей Христа выбирать лишь те, которые относятся к избавлению от ада, и игнорировать те, которые касаются освобождения от доминирования греха. Защитники ПНПИ не хотят признать важного различия: покаяние – не инструмент оправдания (это было бы разновидностью оправдания делами), но состояние человека, которое по определению должно приводить к добрым делам. Разумеется, в момент покаяния человек “не обещает” Богу добрых дел и не считает их условием спасения. Человек получает спасение лишь по вере. Но если в момент обращения действительно имеет место возрождение, у человека меняется отношение к греху – иначе, в чем смысл возрождения? Бог вкладывает в наше сердце Свой закон, т.е. новые мысли, новые желания, цели и т.д. Изменяется наше отношение к греху (Евр. 8:10-12).
Итак, эти две привилегии – прощение грехов и Божий закон в наших сердцах – представляют одно целое. Они неотделимы. Оправдание мы получаем только верой (Рим. 3:20-28), но спасительная вера неизменно ведет к реальным изменениям в жизни верующего (Иак. 2:14-26). Если ППИ учит оправданию делами, тогда нужно “обвинить” в этом и Павла, который утверждает послушание и изменения в жизни как неизбежный результат истинного покаяния (Еф. 2:10 после Еф. 2:8-9; Тит. 3:8 после Тит. 3:5-7).
Итак, позиция ППИ отстаивает ту благословенную истину, что Бог не только прощает грешника, но и не оставляет его в плену греховных привычек и старого образа жизни.
Второй аргумент сторонников ПНПИ – в Евангелии от Иоанна не встречается слово “покаяние”, а значит (считают они), Иоанн предлагает спасение “просто по вере” – т.е. спасение, которое не требует избавления от доминирования греха, но лишь обещает избавление от ада. Во-первых, следует отметить, что этот аргумент слаб хотя бы потому, что основан на одной библейской книге в противовес многим другим текстам Священного Писания (что указывает на ложную герменевтику). Во-вторых, Иоанн часто указывает на то, что истинное покаяние приводит к изменениям в жизни (Ин. 3:8, 19-21). Также этот апостол много пишет о важности измененной жизни в своем первом послании. Человек, который строго и неоднократно утверждал, что всякий живущий во грехах лжет, называя себя верующим (1 Ин. 2:4), не мог предлагать совершенно другое богословие в своем евангелии.
Многие защитники ПНПИ указывают на то, что Христос “просто предложил” самарянке спасение, не требуя покаяния в качестве условия. Но покаяние – это не ритуал, а состояние сердца. И мы видим, что сердце этой женщины было изменено, ее жизнь изменилась радикальным образом (Ин. 4:28-29).
Также Евангелие от Иоанна полно примеров, когда многие “верующие” на поверку оказывались неверующими (Ин. 6:66-69). Другими словами, именно последующее поведение показывает, насколько спасительной является вера того или иного человека.
Третий аргумент сторонников ПНПИ заключается в том, что “метанойя” означает лишь изменение мышления, без сожаления о грехе. Для аргументации такой точки зрения используется тот факт, что Бог тоже чувствовал “раскаяние” (Быт. 6:6). Но поскольку Он безгрешен, Его “раскаяние” лишено элемента сожаления о грехе и не требует каких-то изменений в жизни. Однако такое мнение, по сути, является признанием того, что Бог может “ошибиться и передумать”. В действительности Бог “не раскаивается” (1 Цар. 15:29). Более правильным будет увидеть в этом термине антропоморфизм. Антропоморфизм (описание Бога человеческими терминами) касается не только “телесных” аспектов (у Бога в действительности нет рук, ушей, ног), но и эмоциональных. Если не учитывать антропоморфизм, то можно прийти к выводу, что у Бога бывают внутренние конфликты – Он словно “разрывается” от двух противоречивых желаний (Ос. 11:8), – или что Бог может испытывать муки отверженного мужа (см. тексты, в которых Бог “жалуется” на измены Своей “жены” – израильского народа). Таким образом, “сожаление” Бога не означает, что Он “сделал ошибку” и теперь, “передумав”, пытается ее исправить. Речь идет об изменении Божьих методов взаимодействия с людьми. Вместо проявления благодати Бог решил свершить суд над развращенным человечеством, погубив его потопом.
Заключение
Библия ясно учит, что покаяние – это изменение мышления, приводящее к изменениям в жизни. Идея, что покаяние “не обязательно” приводит к таким изменениям, является абсолютно небиблейской. Более того, эта небиблейская идея – опасная ересь, сатанинское орудие, страшное искажение Евангелия Иисуса Христа. Сторонники этой ереси часто цитируют Гал. 1:8-9 с целью показать, что требование плодов покаяния является “иным евангелием”, однако они не понимают, что как раз их учение является “иным евангелием”.