Марка 11:20-24 — это известное место очень любят в церкви Иисуса Христа. Когда я его недавно читал, Бог не дал мне быстро пройти его, но заставил исследовать его глубже. И я отыскал в нём глубокую духовную истину, которую раньше не замечал.
То были последние дни служения Иисуса Христа. Он только что очистил храм, изгнав из него меновщиков. И теперь Он был постоянно со Своими учениками, готовя их быть столпами Его будущей Церкви. Но и теперь они всё ещё были «маловерами», то есть, людьми с малой верой. Иисус много раз порицал их за их неверие, говоря: «имея очи, не видите?» Он видел в их сердцах препятствие, которое нужно было устранить, иначе они никогда так и не стали бы способными принять откровение, необходимое им для того, чтобы вести Церковь.
Когда они проходили с Иисусом мимо бесплодной смоковницы, Иисус проклял её: «И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его» (Марка 11:14). Позднее, когда группа учеников снова проходила мимо этого дерева, Пётр указал на него, говоря: «Господи, смоковница, которую Ты проклял, засохла». Иисус дал Петру поразительный ответ. Вместо ответа Он сказал просто: «Имейте веру Божью».
СудЯ по первым словам ответа Иисуса на вопрос Петра, мы видим, Что дальше реЧь будет идти исклюЧительно о вере.
Засохшая смоковница была ещё одной из образных проповедей Христа. Что символизировало это засохшее дерево? Оно символизировало отвержение Богом старой религиозной системы Израиля, основанной на делах. Та система вся основывалась на попытках заслужить спасение и Божию милость человеческими усилиями и человеческой волей.
В Израиле в тот момент зарождалось нечто новое: Церковь, в которой Божий народ будет жить исключительно верой. Спасение и вечная жизнь будут даваться только по вере. Даже само ежедневное хождение с Господом будет вопросом веры. До этого момента Божий народ ничего не знал о жизни по вере. Их религия полностью была религией дел: она требовала посещения Богослужений, чтения Торы, соблюдения обширного свода правил. Теперь же Иисус говорил им: «с этой старой системой, управлявшейся страхом суда, покончено». Начиналась заря нового времени: рождалась Церковь веры.
Дело в том, что ещё с самого начала Бог жаждал видеть перед Собой народ, который будет жить перед Ним без страха. Он хотел, чтобы Его дети пребывали в покое тела, души и духа, полагаясь полностью на Его обетования. Бог называл это «вхождением в Его покой». Он и в безжизненную пустыню, где не было ни воды, ни пищи, ни другого какого источника пропитания, повёл их для этого, – чтобы они полагались только на Его обетование сохранить их. Этим Он хотел сказать им только одно: «имейте веру в Меня». Он призвал их возложить всё их упование на Него, на то, что Он может совершить для них невозможное.
Однако, согласно автору послания к Евреям, Божий народ тогда так и не вошёл в Его покой, потому что они не верили Его обетованиям. Мы же, читая это, должны опасаться, чтобы также не войти в покой Божий из-за неверия.
Этой «горой», котораЯ стоит перед Божьим народом, ЯвлЯетсЯ и всегда будет ЯвлЯтьсЯ — неверие.
В этом отрывке о смоковнице Иисус упоминает какую-то безымянную гору: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет» (Марка 11:23).
Мы не знаем, о какой горе говорит здесь Иисус. Толкователи давали этой горе много разных эпитетов: гора запинающего греха, гора нищеты, гора болезни, гора страха, гора разочарования. Суть же в том, что всё это является производным от неверия. Иисус говорил Своим ученикам, как говорит и нам сегодня: «Неверие – как какая-то мешающая гора в вашем сердце, которую нельзя сдвинуть. Но её нужно сдвинуть, иначе Я не смогу трудиться над вами».
Ведь и в самом деле, Иисус не смог совершить никаких чудес в одном городе по причине неверия его жителей. «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мтф. 13:58). То же можно сказать и в отношении сегодняшней Христовой церкви: там, где есть неверие, Он работать не может. Неверие – это всегда гора, препятствующая полноте Божьего откровения и благословения. Иисус говорит нам, по сути, вот что: «Я не могу совершить для вас никакого великого дела, – сделать невозможное в вашей жизненной ситуации, – до тех пор, пока гора неверия будет стоять перед вами».
Писание говорит Ясно, Что Бог относитсЯ к неверию оЧень строго.
Новый Завет даёт нам пример этого в истории с Захарией. В первой главе Луки Бог пообещал престарелому священнику сына, который будет предтечей Мессии. Захария был благочестивым, верным служителем, всю жизнь молившийся о приходе Мессии. Однако же, когда Захария услышал эту весть, он совершал воскурения в храме. Ангел Гавриил явился ему и сказал: «Твоя молитва услышана, Захария. У тебя будет сын, и ты назовёшь его Иоанн».
Захария знал, что и он, и его жена давно уже вышли из детородного возраста. Вот представьте, какая перед ним возникла дилемма: В его восприятии это было очень трудное обетование. Он дивился сам в себе: «Как такое может быть? Моя жена и я уже в летах преклонных». Это и была его гора неверия.
Однако Бог не простил Захарии отсутствие веры. Он не сделал скидку ни на его возраст, ни на его преданное служение в прошлом. Дело в том, что Бог не был склонен прощать неверие в таком преданном служителе. И ангел Гавриил сказал Захарии: «И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время» (Луки 1:20).
Какое скорбное наказание! Собственный сын Захарии будет провозвестником пришествия Мессии, а сам священник-отец не сможет порадоваться этой вести на протяжении всей беременности его жены!
Царь Аса – ещё один пример верного служителя, чьё неверие не избежало Божьей кары. Во время своего праведного правления в Иудее Аса уничтожил под корень идолопоклонство, снеся языческие храмы и принеся в страну духовное пробуждение. После этого, как раз тогда, когда народ насыщался Божьими благословениями, в страну вторглось миллионное войско из Эфиопии. Сражаться с такой армией было совершенно не под силу маленькой Иудее. Потому Аса обратился к Господу, призвав народ к молитве.
Несмотря на невозможное неравенство в силах, Аса одержал великую победу над врагом. Это было одно из величайших чудес веры в истории Божьего народа. Богословы говорят, что об этой победе говорили во всём известном тогда мире.
Когда Аса возвращался домой после победы, навстречу ему вышел пророк. Этот человек пришёл не для того, чтобы поздравить Асу, а чтобы предупредить его. Он сказал царю: «Пока ты будешь полагаться на Господа, полностью доверяя Ему, ты будешь иметь успех. Он будет ходить с тобой и давать тебе победу за победой. Если же ты отвернёшься от Него, и начнёшь полагаться на плоть, у тебя будет беспорядок и хаос во всех сферах».
Аса внял сердцем этому предупреждению и ходил верно с Господом в течение тридцати шести лет. Все эти годы Иудея получала большие благословения от Бога. То было удивительное, славное время для всех живущих в той стране. Но годы эти прошли, и наступил новый кризис. Нечестивый царь, правивший Израилем (отколовшийся от Иудеи) совершил нападение на Асу. Он захватил Раму, – город, находящийся всего в пяти милях от Иерусалима, столицы Иудеи, отрезав жизненно важный торговый путь в город. Если не предпринять что-то и очень быстро, вся экономика Иудеи может рухнуть.
На этот раз Аса впал в страх. Вместо того, чтобы положиться на Господа, он обратился к заклятому врагу своему, – царю сирийскому, – за помощью. В это невозможно поверить: Аса взял из сокровищницы Иудеи все её богатства и отдал сирийцам, чтобы они освободили Иудею. Это был поступок абсолютного неверия.
Часто говорится, что труднее всего сохранять веру последние полчаса. Дело в том, что Бог уже привёл в действие Свой план по избавлению Иудеи. Но Аса разрушил этот план, начав действовать в страхе и панике. Теперь к Асе пришёл пророк и сказал так: «Так как ты не доверился Господу, отныне будут у тебя войны». И так оно и было в Иудее. Поступки, совершаемые по неверию, всегда приводят к неустройству и хаосу.
Иисус сказал, ЧТо мы можем сдвинуть эту гору перед нами.
Это препятствие в виде горы неверия в нашем сердце на самом деле может быть удалено, но только верой. «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет» (Марка 11:23).
Иисус нам здесь говорит, что нужно сделать с нашей стороны, и какое чудесное обетование Он при этом даёт: Всё, чего ни пожелаем в молитве, мы должны верить, что получим, и мы получим! Вы можете в это поверить?
За все мои годы служения я встречал всего несколько христиан, которые верят, что такое сверхъестественное событие может произойти. Обычно вы говорите: «Я пытался делать так, но ничего у меня не вышло. Я молился в вере, и я верил, Но моя молитва осталась без ответа».
Я думаю сейчас об одном молодом пасторе, который пришёл ко мне однажды и признался в своём пристрастии к порнографии. Этот молодой человек любит Бога и любит свою жену, и у них хорошая семья. Однако он попался на крючок порнографии и не смог освободиться сам от него. И теперь этот крючок начал лишать его всей его духовной силы. Он долго молился об этом, но избавление не пришло.
Когда я начал разбираться более детально с его ситуацией, он поведал мне кое-что из своей юности. Будучи юношей, он получил чудесное обетование от Господа о своей жизни. Но это обетование так и не было исполнено. Пастор рассказал мне: «Бог меня подвёл. Он дал мне обетование, но оно так никогда и не исполнилось». Он затаил обиду на Господа из-за этого. И теперь он не мог стоять в вере пред Господом о каком-либо освобождении.
Проблемой этого молодого человека была не просто зависимость, но также ещё и неверие. Он не верил в то, что Бог отвечает на молитвы. И теперь его неверие стояло перед ним, как высокая гора, непреодолимая и недвижимая. Она препятствовала ему обрести свою полноту во Христе.
Мы с женой Гвен проводили много времени вместе с другой парой из нашего служения. Долгое время эти дорогие люди терпели финансовые трудности и несли тяжёлые бремена переживаний за своих детей. Но всё, казалось, только ещё более усугубляется. Жена нашего друга призналась нам:
«Иногда я думаю, что имею право на неверие. Я делала всё по Божьему Слову, но наша семья продолжает страдать. Я молилась, я уповала на обетования Божии, я проявляла послушание во всём. Тем не менее, все мои молитвы оказались напрасными. Я не могу больше верить, что Он действует для нашего блага, потому что не вижу никакого свидетельства этому».
Со времени, когда состоялись эти два разговора, Бог совершил удивительные движения в жизни и молодого пастора, и той пары в служении. Они прошли каждый через свою бурю и оказались после неё в удивительном состоянии, – состоянии веры в Господа. Тем не менее, они – типичный пример многих верующих, тяжко борющихся с собой из-за неверия.
Некоторые христиане живут верой многие годы, но когда наступает «кризис всей их жизни», они сдаютсЯ и впадают в неверие.
Но даже у таких преданных верующих эта гора неверия не сдвинута полностью и не ввержена в море. Как это печалит Бога, когда какой-то, пусть даже самый тяжёлый, жизненный кризис стирает начисто всю предыдущую историю свидетельств о Его чудотворной силе! Подробно исследуя сейчас, что говорит Иисус об этой горе неверия, я слышу, как Дух Святой шепчет мне:
«Давид, ты даже не догадываешься, какую боль и скорбь причиняет неверие сердцу Бога! Ты не представляешь тех масштабов недоверия, какое проявляли Его дети к Нему на протяжении столь многих столетий! Как Бог жаждал увидеть народ, который верит, что Он не подведёт их во времена скорби и кризиса! Он Сам сказал, что сострадает нам в немощах наших.
На протяжении веков Его народ видел невероятные чудеса и избавления. Они свидетельствовали, что для Господа нет ничего невозможного. Однако, когда в их жизни наступил самый большой кризис, их уста внезапно наполнились словами отчаяния. Эти их слова ранят Его больнее, чем слова любого неверующего. К неверию Своих детей Он не относится равнодушно.
Именно это произошло с Петром. Его дерзновенная вера позволила ему идти по воде к Иисусу, когда Он шёл по морю. Когда же Пётр увидел, как вокруг него поднимаются волны, он начал тонуть. И вдруг этот бесстрашный ученик запаниковал, вскричав: «Господи, спаси меня!»
Иисус тут же подхватил Петра, сказав: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Матфея 14:31). Не заблуждайтесь: Христос не подмигивал и не улыбался Петру, когда произносил эти слова. Иисус был опечален неверием Своего близкого друга. Он укорял: «Почему же ты усомнился во Мне, Пётр? Или Я не всемогущий Бог?»
Подобно Петру, мы также можем смело двигаться в вере годами до того, как наступит кризис, который заставит нас сосредоточить взгляд на нашем положении. Видя, как ухудшается это положение, нас охватывает чувство паники, и нам кажется, что мы сейчас утонем. Тем не менее всё это время Бог находится рядом с нами.
Я попросил Духа Святого показать мне, как сбросить все горы неверия с пути моей жизни, молясь так: «Господи, как мне выбросить эту гору из моего сердца? Как мне освободить душу от всего, что препятствует Твоей чудотворящей силе?» Он прошептал мне: «Если ты хочешь иметь власть над всяким сомнением и страхом, есть место, куда тебе нужно пойти».
Ответ можно найти только в одном месте: Гефсимани.
Гефсимания – это был сад, в который Иисус пошёл помолиться, когда Его испытание стало невыносимым и чаша страданий переполнилась. Именно там Он в плаче изливал Свои глубочайшие скорби пред Отцом. И там же Он выиграл битву со всеми начальствами и силами тьмы. Гефсимания – это место, где все горы должны повиноваться Его Слову.
Некоторые христиане сегодня говорят: «Наше поколение живёт не в эпоху слёз. Мы призваны праздновать. И нам велено всё брать верой. Всё, что нам нужно сделать, – это произнести Слово, сказать нашей горе: «Сдвинься!» Нам нет нужды плакать, вопиять к Богу из глубины сокрушённого сердца. Мы можем просто порассуждать о Божией благости, и всё».
Такова позиция современной процветающей церкви. Они не хотят ничем жертвовать в заступнической или слёзной молитве. Я согласен в том, что наш Бог есть Бог любви, и действительно, мы должны радоваться перед Ним. Но приходит время, когда наши испытания становятся такими невыносимыми, что мы ничего другого не в состоянии делать, как только плакать пред Богом.
Так было с Иисусом. Однако Христос ни разу не согрешил неверием, когда молился в Гефсимани. Напротив, Он демонстрировал Своему народу, как нужно обретать власть над всеми сатанинскими силами. Вы только вдумайтесь: Когда ученики пытались изгонять бесов, эти адские духи лишь смеялись над ними. И только когда появился Иисус, они убежали. Единственная власть, которую они признают, это власть сокрушённого сердца и смирённого духа.
Теперь обратим внимание на то, какими были молитвы Иисуса в Гефсимани:
· “Душа Моя скорбит смертельно” (Матфея 26:38). Эти слова выражали, по сути, вот что: «Это выше Моего разумения. И если так будет продолжаться, Я не выдержу».
· «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия» (26:39). Молились ли вы когда-либо с такой душевной мукой, с горячими слезами, струящимися по лицу?
В Гефсимани мы видим Иисуса в нескольких духовных муках подряд. Это время, исполненное слёз, мольб, прошений, молитв, изнеможения. И каждое в отдельности представляет собой духовный эпизод, ведущий в конечном счёте к невероятному откровению.
Мы знаем, что, как ученики Иисуса, мы будем проходить через всё то, через что прошёл и Он. И Он есть наш пример в такие времена кризисов. Когда приходят такие времена, мы должны молиться так, как молился Он: с верой, зная, что Бог собирает каждую нашу слезинку. Подобно Ему, мы должны молиться о том, чтобы наша чаша боли была пронесена мимо нас. И мы должны молить и просить Бога об освобождении.
Конечно же, это не является образом жизни, не должно быть каждодневным состоянием в нашем хождении с Господом. Наоборот, это состояние есть встреча с Ним, точка, когда мы приходим к концу чего-то. В этот момент мы перестаём смотреть на наши обстоятельства и начинаем изливать душу нашу пред Господом. И, переживая всё это, мы верим, как это делал и Иисус, что Бог любит нас и хочет открыть нам что-то чудесное через наше испытание.
Иисус молилсЯ «прорывной молитвой» в Гефсимани.
Я называю прорывную молитву Христову «завершающей молитвой». Завершающей потому, что она завершает целую серию молитв. Подумайте: к моменту этой молитвы все средства были уже испытаны. И теперь наступает черёд завершающей молитвы, той, которая сдвинет горы и поколеблет ад. И молитва эта простая: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39)
Иисус перестаёт молить и говорит, по сути, вот что: «Я молился, плакал, постился, делал всё, что мог. Теперь, Отче, Я предаю Мою душу Тебе, в полном уповании на Тебя. Да будет воля Твоя».
Молились ли вы когда-нибудь такой «завершающей молитвой» о какой-то ситуации? «Господь, я молился, постился и ходатайствовал перед Тобой об этом деле. Я просил, стучал, искал и верил. Тем не менее, то, что происходит сейчас, – это не то, чего я хочу. Я и мысли не допускаю, что могу с этим всем справиться. Но Ты – всемогущий Бог, и я предаю всё в Твои руки. Итак, Отче, делай, что Ты хочешь и когда Ты хочешь. Я буду уповать на Твои обетования для меня».
Это и есть тот покой, который всё ещё остаётся для Божьего народа сегодня, как сказано в послании к Евреям (Евр.4:9). Это есть вхождение в благословенное обетование Нового Завета, в котором Бог объявляет нам: «Я буду тебе Отцом, а ты будешь Мне сыном».
Возлюбленные, до тех пор, пока вы не начнёте молиться этой завершающей молитвой, вы не сдвинете вашу гору. Но зато когда начнёте, Бог откроет вам глаза на нечто поразительное. Вы перестанете так нетерпеливо ждать ответа на молитву и вопрошать, когда же он придёт. Многие верующие мучаются отсутствием ответа на их молитву тогда, когда он уже пришёл.
Я знаю одну мать, которая постилась и молилась о своём сыне, который был вовлечён в наркоманию и грабежи. Со временем этот юноша ожесточился сердцем. Его мать молилась: «О, Господи, сделай, что нужно, чтобы достичь его». Она была в ужасе, когда её сын кончил длительным сроком заключения. Однако именно в тюрьме он нашёл Христа, и сегодня он является активным верующим в тюремной церкви. То, что казалось ужасным поначалу, стало началом ответа на её молитву.
Несколько лет назад мой младший сын Грег пришёл ко мне со слезами сокрушения. Тот наш разговор я никогда не забуду. Грег описал мне то бремя, которое дано было ему нести за молодёжь. Он опасался, что погибнет всё поколение. Я был настолько тронут его слезами, что просто онемел. Я мог только повторять вместе с ним: «Господи, сделай всё, что только можно. Ответь на молитву моего сына».
Вскоре после этого у Грега в жизни наступил период тяжелейшего испытания, какого никогда ещё не было. Четыре года он терпел невероятные, страшные боли. Его физическая выносливость, а также и его вера были подвергнуты максимальному испытанию. Он годами боролся с отчаянием, потому что Бог не избавлял его все эти годы от постоянной боли.
Сейчас же, последние несколько месяцев Бог постепенно выводит моего сына из испытания удивительным и славным образом. Грег позвонил мне на прошлой неделе и сказал: «Благодарю тебя, папа, что ты не списывал меня со счетов все эти годы». Я сказал ему, что никогда не сомневался, что Бог трудится в нём.
Молились ли вы когда-либо о более близком хождении с Иисусом? О большем терпении, большей верности? Дорогой святой, Бог начал действовать в тот самый момент, когда ты помолился. Возможно, вслед за этим быстро последовали скорби, а вместе с ними и отчуждение близких и трудные времена, – то есть именно то, чего более всего вы не хотели. И всё же, несмотря на всё это, знайте, что это Бог начал действовать в ответ на вашу молитву.
Я призываю вас, молитесь завершающей молитвой с верой. Вскоре Господь будет открывать вам, что то, через что вам приходится проходить, и есть ответ на ваши молитвы.
Аллилуйя!