Что нецерковный человек может найти в церкви?

Что нецерковный человек может найти в церкви?

Иногда можно услышать вопрос:

«Зачем свой выходной день тратить на посещение церкви?»

У христиан есть серьезные причины ходить в церковь, причем ходить регулярно, можно даже сказать, жить в церкви. А вот для чего идти в церковь человеку нецерковному? Чтобы дать ответ на этот вопрос, прежде необходимо определиться с ожиданиями этого человека. Что он желает найти в церкви? Что может являться побудительной причиной такого «экстремального» мероприятия, как «поход в церковь»? Можно предположить несколько вариантов.

 

Человек думает, что найдет в церкви людей высоких нравственных принципов.

Он устал от безнравственности и низости своего окружения. Он стремится погрузиться в общество людей, приятных во всех отношениях. Ищет доброты, участия и сопереживания. Ожидает, что в церкви никогда не встретит людей злых, завистливых, жадных, глупых и т.п.
Если кто-то идет в церковь именно за этим, то его надежды напрасны. Его ожидает жестокое разочарование. Может быть, сразу, а, может быть, через какое-то время, но это разочарование настигнет подобного оптимиста. Причина проста – вокруг нас обычные люди. Церковь – это не некое гетто, куда согнали всех «хороших» людей, или где их выращивают по особым технологиям. Конечно, можно согласиться с тем, что процент порядочных людей здесь выше, чем где-либо еще. Но все равно и в церкви встречаются людские пороки. И если человек искал идеальное сообщество, то реальность разобьет его сердце.

 

Возможно, человек ищет для себя регулярный досуг по типу клуба или общества по интересам.

Иногда церковь и правда выглядит таким образом, но это лишь означает, что мы попали на некую религиозную тусовку, но не в церковь.

Сам по себе «религиозный» досуг ничем не хуже любого другого. Можно даже смело утверждать, что он безопаснее и нравственно выше, чем, скажем, хождение по ночным клубам. Но рано или поздно – скорее все-таки рано – это обязательно наскучит. Ведь церковь не предложит ничего увлекательного, будоражащего, заводного. Даже мощных интеллектуальных приключений здесь вряд ли доведется испытать.

Церковь – это вовсе не место, где собираются люди, «увлекающиеся» религией. Если в церкви кто-то ищет для себя досуговый центр, то его вновь ожидает разочарование.

 

Человек ищет решения житейских проблем.

Довольно распространенное ожидание. В церкви часто видят центр по исполнению желаний. Если нужно быстрое и эффективное решение проблем со здоровьем, карьерой, материальным благополучием, семейными неурядицами и т.д., то, конечно, прямая дорога в «божественный офис» – церковь. Там, как многим кажется, должны принять заявку и исполнить ее. Хорошо бы еще, чтобы это было не очень обременительно для просителя. В общем, что-то по типу «утром деньги – вечером…».

Возможна еще вариация с поиском мистических переживаний и неких чудесных ощущений. Ведь в жизни так недостает настоящего чуда. Вокруг нас все слишком обыденно и понятно. А церковь полна непознанного, удивительного, чего-то за гранью постижимого.

Подобные ожидания основаны на совершенно абсурдных представлениях как о Боге, так и о церкви. Он ведь точно не фея, не джин или лепрекон. С чего это люди решили, что все должно складываться так, как они желают, и что Бог только и ждет их заявок? Кроме того мы ведь и сами прекрасно знаем, что исполнение желаний – порой самая страшная перспектива. А что касается поиска таинственного и сокровенного, то в церкви скорее можно встретить что-то простое и понятное, чем чудесное. Чудеса на то и чудеса, что случаются редко, да и зачастую скрыты от посторонних глаз.

 

А, может быть, человек ищет высокой культуры.

Кто-то стремится к прекрасному, высокому и думает, что все это встретит в церковной среде. Ведь где, как ни в церкви, должно быть сосредоточено все лучшее, что может удовлетворить самый изысканный вкус!

Если у кого-то и правда такие высокие потребности, то ему лучше направиться в филармонию или концертные залы, посетить выставки, потратить несколько часов, созерцая картины великих мастеров. В церкви (если это по совместительству не музей и не зал органной музыки) ему точно делать нечего. Церковные музыканты могут не доставить наслаждения развитому слуху. Убранство или дизайн богослужебного зала может оскорбить придирчивый взор, а речевые ошибки церковных ораторов, по взыскательному мнению, заставят перевернуться Даля и Ожегова.

И снова произойдет несовпадение ожиданий и действительности. Но это не вина церкви. Просто ожидания и в этом случае неверны.

Итак, на что же тогда надо ориентироваться, какие ожидания от церкви имеют смысл? Есть только одна причина, один мотив, который делает приход в церковь осмысленным. Это просто поиск Бога. Церковь по своей сути является средством, которое предназначено для передачи достоверной информации о Боге. Кто-то, конечно, может возразить, что и сам способен найти все, что нужно. В наш то информационный век это будет сделать совсем нетрудно. Однако реальность в том, что таким образом люди находят только такого бога, который им самим интересен, который соответствует их личным запросам. Как часто в ответ на вопрос о Боге люди отвечают, что у них «свой бог в сердце». Это вполне логично. Они нашли того бога, который им удобен, комфортен, у которого нет к ним особых требований, с которым легко договориться. Он воистину их личный, персональный бог, бог их сердца. Никто не захочет иметь такого бога, который не будет совпадать с их предпочтениями, возможно, даже строгими, но все же их личными требованиями.

Собственный поиск бога всегда заканчивается неким собственным же изобретением, эрзацем, фейком. Так что необходимо независимое внешнее свидетельство. И церковь как раз и представляет собой авторитетный внешний источник информации о настоящем Боге. Не выдуманном, спроектированном под чьи-то потребности, но реальном живом Боге.

Ну и наконец остается еще один резонный вопрос: а зачем вообще куда-то идти и что-то узнавать о Боге?

Даже если Он есть – что еще никто не доказал – то можно прожить и без Него. Ведь жили до сих пор. Вполне вероятно, неплохо жили.

Ответ состоит в том, что познакомиться с Богом придется все равно, желает того человек или нет. Реальность такова, что этой встречи никто не избежит, даже если это никак не входит в чьи-то планы. Однако есть разница: при жизни на земле человек может выбрать условия этой встречи, а потом – нет. Сейчас Бог Сам протягивает каждому руку общения, потом человек и захочет быть поближе к Нему, но возможности не будет. Сейчас Бог дает шанс познакомиться с Ним на «льготных» условиях. Льготных не для Него, а для нас. Ему эти льготы обошлись дорого, нам не будут стоить ничего.

Сейчас имя «церковного» Бога – Спаситель Иисус Христос, потом оно будет звучать – Судья Иисус Христос. Какое из имен нравится больше? Вот за тем, чтобы воспользоваться шансом и узнать о Боге на «комфортных» условиях, и стоит потратить время в выходной день и сходить в церковь. Это точно в интересах каждого человека.

Игорь Шайфулин