Худший вид слепоты — это физическая возможность видеть без духовной возможности по-настоящему видеть то, что вы видели. Это способность смотреть на чудеса, вещи, которые специально созданы, чтобы потрясать и вызывать в нас восхищение, — и не испытывать ничего, глядя на них. Это то печальное состояние, когда мы зеваем в присутствии Божьей славы.
Я помню, как повел своего младшего сына в одну из национальных картинных галерей в Вашингтоне. По пути к ней я не мог дождаться увидеть то, что было внутри, а сын не испытывал никакого энтузиазма. Но я знал, что как только мы окажемся внутри, он будет потрясен и полон благодарности за то, что я привёл его.
Как оказалось, он не просто не был потрясён, он даже не заинтересовался. Я видел шедевры, невероятная красота которых доводила меня практически до слез, — а он зевал, стонал и жаловался, проходя зал за залом. Мы заходили в очередной зал, и я терял дар речи, — а он умолял меня пойти домой. Он был окружён красотой, но не замечал её. Он стоял перед чудесными шедеврами и умирал от скуки. Его глаза работали хорошо, но сердце было глухо.
К сожалению, многие из нас точно так же живут каждый день, несмотря на то, что Бог задумал, чтобы окружающий нас мир служил нам «славоскопом».
Что значит это слово?
Таким же образом, как телескоп указывает на звезды и позволяет нам увидеть их величие и красоту, также и земля фокусирует наш взгляд на Боге и возвеличивает Его славу так, что мы дивимся ей. Каждый прекрасный и удивительный вид, звук, цвет, текстура и вкус в сотворенном мире задуманы служить нам славоскопами. Все грандиозное и впечатляющее, будь то живое или не живое, задумано служить нам славоскопом. Никакая сотворенная красота не существует сама по себе. Никакое чудо этого мира не самодостаточно. Ничто из того, что существует, не существует просто так. Все существует для великой, духовной цели.
Красота материального мира не случайно отражает славу Божью. Напротив, Бог намеренно сотворил этот мир таким, чтобы каждая мелочь служила славоскопом, который так нужен нашим плохо видящим глазам (Псалтирь 18:1-4, Исаия 6:3, Римлянам 1:19-20).
Мы также можем быть ужасно забывчивыми. Мы узнаем новые вещи, а они вскоре становятся далекими воспоминаниями и почти не влияют на то, что мы думаем о себе и то, как мы живем. Люди вокруг делают для нас что-то прекрасное, а мы так быстро забываем об их доброте, что не можем даже отправить им краткое «спасибо» по е-мейлу.
Мы узнаем что-то о наших прадедах и семейном наследии, что-то, что объясняет, кто мы есть и почему мы делаем то, что мы делаем, но вскоре забываем эту историю и задаем себе те же вопросы, на которые кто-то из наших родителей уже ответил.
Мы забываем старых друзей.
Забываем события из прошлого.
Заботы о настоящем так довлеют над нами, что у нас не хватает сил помнить то, что было раньше. Более того: многие из нас забыли даже ту потрясающую историю, которая определяет все не только о нас, но и обо всем в этой жизни.
Вот так вот мы и блуждаем, ведя несвязную жизнь — или же стремимся стать авторами нашей собственной истории, пытаясь повернуть сюжет своей жизни туда, куда сами хотим, и тем самым пытаемся сделать то, что невозможно сделать и получить то, чего мы никогда не получим.
Из-за этой нашей забывчивости Бог создал материальный мир таким, чтобы он каждый день напоминал нам, что мы не одни, что в центре мира — не мы, что жизнь вертится не вокруг нас, но что вокруг нас разворачивается повествование более великое, чем маленькие истории наших жизней. Все материальное существует, чтобы напоминать нам о величии и славе Того, Кто создал, привел в движение и поддерживает все своей могучей волей. Эти маленькие материальные напоминания тоже не появились просто так — Бог специально поместил их в сотворенный мир, чтобы защитить нас от забывчивости.
Мы просто окружены напоминаниями о присутствии Бога, его силе, власти и характере, потому что он задумал, чтобы все в этом мире указывало нам на эти вещи. Он знает, как легко и быстро мы забываем, и как важно для нас помнить о них, поэтому он заложил напоминания во всем своем творении.
Но несмотря на все это мы слепы и забывчивы. Если совместить забывчивость со слепотой, то последствия бывают плачевными — а ведь именно так грех действует на нас. Он ослепляет наши глаза и заглушает сердца. Начиная с грехопадения, мы все имеем тенденцию смотреть на мир вокруг нас и не замечать в нем Бога. Мы наслаждаемся красотой сотворённого мира и забываем о его Творце. Бог создал землю такой, чтобы она вызывала в нас благоговение. Каждый день, сталкиваясь с материальным миром, мы должны поражаться величию славы Божьей, на которую он указывает. Но этого не происходит.
Более того, многие из нас даже живут в скуке и постоянном отсутствии вдохновения. Вокруг нас столько причин поражаться славе Бога, жить так, чтобы благоговение перед ним меняло наши жизни, но в нашей повседневной жизни мы ведём себя как забывчивые слепцы, и большинство из нас даже не замечают этого. Мы думаем, что наше зрение работает неплохо, и нам кажется, что мы помним о главном, но это не так. Будучи слепыми и забывчивыми, мы теряем благоговение перед Богом и даже саму способность благоговеть, гоняясь за чем-то ещё.
Подведу итог: если вы не видите потрясающей, невероятной Божьей славы, если вы не помните о его бесконечном величии, то ваше сердце атрофируется. Вместо того, чтобы ваш взгляд на жизнь постоянно расширялся в попытке вместить в себя необъятное величие Бога, ваш взгляд на жизнь сужается до личных надежд и мечт, или до того, что есть в этом материальном мире. Вы перестаете питаться истинной, насыщающей пищей, которой является слава Божья, и пытаетесь наесться пустым и бесполезным лакомством, которым является мимолетная красота сотворённого мира. А потому, что вы не получаете питательной духовной пищи, вы вечно голодны, ваши духовные мышцы слабеют, и вы не можете жить так, как того желает Бог.
Я хотел бы дать вам четкое решение этих проблем, но я боюсь, что не все так просто. Мы должны начать с признания, что у нас холодные, слабые и часто эгоистичные сердца. Мы должны начать с осознания того, что несмотря на то, что Бог сотворил окружающий нас мир таким, чтобы он служил нам славоскопом и напоминанием о себе, мы очень редко замечаем и помним, на что этот мир указывает нам. Мы так поглощены нашими собственными желаниями, планами, расписанием и достижениями, что у нас нет времени на то, чтобы не спеша размышлять о невероятной Божьей славе, которую мы должны видеть и помнить.
Мы потеряли способность удивляться и тем самым сузили наши души до размеров мимолетных земных надежд и мечт — а потому мы слишком быстро разочаровываемся, сердимся и завидуем.
Может, нам не стоит приниматься за очередную переделку себя, или ставить перед собой новые громкие цели, которые больше похожи на попытку выслужиться, чем на истинное раскаяние. Может, на самом деле нам нужно упасть на колени перед Великим Целителем, и с кротостью, сокрушаясь и скорбя, покаяться в том, что мы забыли о благоговении и наша забывчивость пожирает наши сердца как духовный рак.
Сегодня же молите Его: да даст вам глаза, которые видят, и сердце, которое помнит. Сегодня же скорбите о том, как легко вы забываете Бога. Покайтесь в своей духовной истощенности, и молите Его об изменении вашего сердца. Когда мы с вами признаём, что проблема в нас самих, у нас не остаётся ничего, кроме как бежать к Богу, уповая на Его благодать.
Вы можете убежать от какой-то ситуации или от каких-то отношений, вы можете убежать из какого-то места, но вы не можете убежать от себя. Когда вы признаёте, что ваша проблема лежит внутри, а не снаружи, то вам ничего не остаётся, кроме как встать на камне, который есть Иисус Христос. Вам не нужно жить в каком-то духовном стыде. Иисус пришёл, жил, умер и воскрес не для того, чтобы вас пристыдить. Он сделал это, чтобы вас спасти. Ваше признание собственной забывчивости — это признание в том, что вы по-прежнему нуждаетесь в вашем любящем Спасителе.
Да, вы забывчивый слепец, — но обратитесь же к Нему и увидьте, что Он сделает в вашей жизни своей невероятной, действенной благодатью.
Автор: Пол Трипп
Источник: Your Antidote for Awe Amnesia
Перевод публикуется с разрешения автора.