Серия статей Томми Саута об Иисусе Христе
Естественно, смерть Христа является главной темой Его библейского жизнеописания. Это один из наиболее точно установленных исторических фактов, касающихся Его существования. Он умер крестной смертью от рук Понтия Пилата по настоянию иудейских начальников. Что ещё мы можем узнать о Его смерти? Что это значит — быть распятым? Отвечая на эти исторические вопросы, мы обратимся за помощью как к самой Библии, так и к другим источникам.
Фильм Мела Гибсона 2004 г. «Страсти Христовы» показал жестокость и зверство распятия. Некоторые зрители жаловались на насилие, изображённое в фильме. Как человек, много лет изучающий распятие, я спрашивал в ответ: «А что вы ожидали?» Полагаю, это показывает, насколько мало мы на самом деле знаем о том, как умирал Иисус.
Распятие, как способ пытки и казни, не было придумано римлянами, но было «усовершенствовано» ими (если вообще можно применить это слово к такому чудовищному акту). Изначально оно представляло собой насаживание на острый кол или шест трупов убитых врагов, которые оставлялись в таком виде на растерзание зверям и воздействие стихий, как средство демонстрации победы над врагами и презрения к побеждённым. Позднее у кого-то возникла идея сажать людей на кол, когда они были ещё живы. Римляне переняли этот ужасный метод и «улучшили» его, оттянув наступление смерти; они стали либо прибивать гвоздями, либо привязывать свои жертвы к шестам или крестам, оставляя их умирать медленной мучительной смертью. (Один из самых ярких английских эпитетов к слову «боль» со значением «мучительная» происходит от латинского ex crucis, что значит «с креста»).
Смерть через распятие обычно наступала от шока, вторичного заражения, воздействия природной среды, истощения или удушья. Само по себе распятие не приводило к мгновенной смерти. Если жертву привязывали к кресту, то у неё совсем не было ран, за исключением тех, что могли быть нанесены бичеванием, которое иногда (не всегда) предшествовало распятию. Даже когда руки прибивали к дереву, то это делали, аккуратно вставляя гвоздь (фактически тонкий костыль или длинную шпильку) между костями запястья. При этом кости держали вес распятого тела жертвы (пронзённые ладони, вероятно, не выдержали бы такой вес), и не разрывался ни один из больших кровеносных сосудов, что могло привести к потере крови и, соответственно, быстрой смерти. Жертву оставляли умирать; процесс часто занимал несколько дней.
В случае с Иисусом, однако, смерть наступила относительно быстро (приблизительно через шесть часов, согласно Евангелиям). Это наводит на мысль, что Иисус умер от остановки или от разрыва сердца, как можно заключить из Ин. 19:34:
«но один из воинов копьём пронзил Ему бок, и тотчас истекла кровь и вода». Иоанна 19:34
Многие специалисты в области медицины считают, что «кровь и вода», скорее всего, появились в результате расслоения крови на сыворотку и сгустки крови, последовавшего после смерти Иисуса. Его смерть, несомненно, ускорил тот факт, что перед тем, как распять, Его бичевали. Бичевание само по себе было жутким процессом. Применявшийся бич состоял из нескольких кожаных ремней со вставленными в них кусочками костей, металла или стекла, разрывавшими плоть при каждом ударе. Некоторые древние авторы писали, что в случаях жестокого бичевания иногда через спину проглядывали внутренние органы жертвы. Порой одно только бичевание приводило к смерти.
В случае двух разбойников, распятых одновременно с Иисусом, смерть наступила в результате удушья. Обычно у распинаемых ноги были согнуты в коленях, так как ступни прибивали гвоздями или привязывали к дереву. Это давало жертве возможность приподыматься на ногах, чтобы вдохнуть воздух. Многочасовое висение с распростёртыми руками, когда тело всей своей тяжестью повисало на них, приводило к изнеможению, и единственным, хоть и страшно мучительным, способом дышать было приподыматься на пронзённых ногах. В Ин. 19:31–33 говорится, что иудейские начальники просили Пилата приказать перебить ноги трёх распятых мужчин, тем ускорив их смерть, чтобы можно было снять их тела, а не оставлять на крестах в течение пасхальной субботы. Перебить ноги жертвы означало, что она не могла больше приподыматься на ногах, чтобы дышать, и смерть обычно наступала в течение нескольких минут. Ноги Иисуса перебили бы тоже, но воины заметили, что Он был уже мёртв. Один из них пронзил Его бок копьём, чтобы полностью убедиться в этом.
Распятие несло с собой не только мучительную физическую боль, но также позор и унижение. Римляне знали, как превратить казнь преступников в назидание, поэтому распятия всегда проводились в очень людных местах, например, вблизи оживлённых дорог, ведущих в город и из города. Мы не знаем точного места распятия Иисуса, хотя предлагается несколько вариантов.
Преступление, за которое человека казнили, записывалось на табличке, которую помещали над головой осуждённого, чтобы каждый проходивший мимо мог узнать причину казни и постараться самому не делать этого. Во всех трёх синоптических Евангелиях надпись над головой Иисуса гласила: «Царь иудейский». В Ин. 19:19-22 добавляется, что она была написана по-еврейски (очевидно, на арамейском, общепринятом диалекте Палестины), на латыни (на официальном языке Римской империи) и по-гречески (на языке международного общения, принятом по всему Средиземноморью). Мы не знаем, всегда ли надпись писалась на трёх языках. Пилат позаботился о том, чтобы прочитать её мог каждый. Иоанн пишет о возражении иудеев и их попытке заставить Пилата переписать надпись так, чтобы получалось, «что Он говорил: “Я Царь иудейский”» (Ин. 19:21). Пилат увидел возможность пусть слабо, но всё же отомстить своим презренным иудейским подданным за то, что они вынудили его привести в исполнение казнь, которой он не хотел. Он просто сказал им: «Что я написал, то написал» (Ин. 19:22). Авторы Евангелий, естественно, восприняли надпись как исповедание истины об Иисусе, того, что Он действительно был «Царём иудейским».
Умереть через распятие было настолько унизительно, что такому способу казни подвергали лишь преступников самого низкого происхождения, и он обычно не распространялся на граждан Рима (хотя история знает несколько исключений). Унижение, которое несёт в себе распятие, также помогает нам понять, почему Иисус подвергался насмешкам до и во время висения на кресте. Как Божий Избранник мог оказаться в такой ситуации, особенно Тот, кто провозгласил Себя царём? (См. Мф. 27:27-44; Мк. 15:16-32; Лк. 23:32–38; Фил. 2:8; Евр. 12:2).
Позор распятия был для некоторых людей, первыми услышавших историю об Иисусе, по выражению Павла, «соблазном»(1 Кор. 1:23; Гал. 5:11). Это может показаться странным тем из нас, кто поёт такие песни, как «На том старом кресте» и «Хвалюсь я крестом Христа», но это вполне понятно. Язычник не видел смысла в том, чтобы чьё-либо распятие могло принести «победу» или вообще что-либо хорошее. С точки зрения иудея, сам крест уже исключал всякую возможность для Иисуса быть Мессией. Ведь во Втор. 21:23 провозглашается, что проклят всякий повешенный на дереве (см. Иис. Н. 8:29, где повешение на дереве после смерти было признаком полного поражения и унижения). Ясно, что Божий Мессия не мог быть проклятым человеком! Это было своего рода теологической проблемой для ранней церкви, провозглашавшей распятого и воскресшего Мессию. Павел разбирал эту проблему в Гал. 3:13, 14 и даже процитировал Втор. 21. Он объяснил, что «Христос искупил нас от проклятия закона [то есть от нашей неспособности соблюсти его; Гал. 3:10-12], сделавшись за нас проклятием». Павел не отрицал, что проклятие в ситуации Иисуса имело место, но утверждал, что Иисус, приняв смерть через распятие, взял на Себя наше «проклятие».
Самая красноречивая защита Павлом креста находится в 1 Кор. 1:18–25, где он признаёт, что «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». Далее он говорит, что, хотя иудеи требовали «чудес» (то есть абсолютного доказательства личности Иисуса), а греки искали «мудрости» (очевидно, философскую систему, которая была бы понятна им), сам он продолжал провозглашать «Христа распятого». Пусть крест бессмыслен для неверующего, говорит Павел, но Бог дал нам ещё один путь познания Его и Его любви — путь креста. Крест остаётся камнем преткновения для многих людей и сейчас — точно так же, как в первом столетии нашей эры. Евангельская весть никоим образом не привлекает ни человеческий разум, ни гордость; мы предпочитаем не думать о реальности греха и необходимости избавиться от него.
То, что мы знаем о том, как умер Иисус, полностью согласуется с доступными нам сведениями о римском распятии и о том, как воспринимали его древние — и иудеи и язычники. Ни один из новозаветных авторов не привёл чудовищных деталей распятия или мук Иисуса на кресте. Его казнь описана чрезвычайно лаконично: «и распяли Его» (Мк. 15:25; см. также Мф. 27:35; Лк. 23:33; Ин. 19:18). Так поступало большинство древних авторов, которые редко упоминали подробности распятия, полагая, очевидно, что для читателя это было бы неприятно. Первые читатели Евангелий прекрасно знали, что представляло собой распятие, так как казни проводились в общественных местах. Слово «крест» не ассоциировалось у них с архитектурной деталью молитвенного дома или украшением; для них крест, ясно и однозначно, был орудием смерти. Важнее для них был Тот, кто умер и почему.
Автор: Томми Саут
Источник: Только Иисус