Сегодня мы размышляем о величайшей трагедии, которая обернулась самым великим праздником. И так все в этой истории имеет эти две стороны: с одной стороны, мы увидим бессилие, горе, слабость, а с другой стороны, мы увидим как все на самом деле по другому, совсем не слабость и совсем не бессилие. И я вспоминаю своего друга, как он выразил свое представление о Христе, которое возможно есть и у вас. Он поделился со мной, что Христос представляется ему женоподобным. Таким слабым. Даже у нас в культуре Его часто изображают на иконах таким. Но мы сейчас увидим, каким открывает нам Христа Евангелие в момент Его распятия и смерти. Убежден, что вы увидите совершенно другую картину. Будьте внимательны, и вы удивитесь, как много силы у Него в тот исторический момент.
«27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28 и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. 31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. 32 Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. 33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. 35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36 и, сидя, стерегли Его там; 37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. 38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. 39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. 41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. 44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. 45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; 49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. 50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.» Матфея 27:27-50
Иисусу Христу 33 года, из которых Он три года служил народу Израиля, проповедуя Евангелие Царствия. Его популярность росла год от года – и вот сейчас последняя черта Его труда.
Он попадает в руки властей и духовных лидеров того времени. Они ищут любого способа избавиться от Иисуса и Его растущей конкуренции. Для этого был быстро созван суд, быстро проведено заседание, где долго искали и, наконец, нашли, как обвинить Христа.
И здесь мы читаем то, что случилось сразу после вердикта верховного суда. В тот момент никто не давал долгих месяцев на процесс обжалования – судебное решение мгновенно вступило в силу и больше не могло быть изменено.
Настало время казни – и тут мы находим четыре интересных урока креста.
Первый урок: Тот, кого обзывали «царем» — на самом деле Царь (стихи 27-31)
«27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28 и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. 31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.» Матфея 27:27-31
Техника обращения с подсудимым к смертной казни в то время была настолько жестокой, что человек был полумертвым после избиения. А потом еще после вынесения решения суда его снова избивали – Иисус пережил и первое, и второе.
Люди не просто бьют тебя, — они унижают тебя, как только возможно. И мы видим эти детали унижения Христа, которого судят за то, что Он, якобы, называл себя царем иудеев.
Они еще не знают правды – Он действительно Царь, действительно Царь!
Об этом знает Иисус, знает Матфей (который пишет это), знают читатели – об этом знаем и мы. Потому что перед 27 главой мы должны были прочитать предыдущие 26 глав. И самая первая глава евангелия Матфея начинается так:
«Родословие Иисуса Христа, сына Давида, сына Авраама!». И далее родословие Христа выстроено так, чтобы центральные четырнадцать предков охватывали всю историю царской династии Давида.
И с этих первых стихов начинается перекличка царственности Христа по всем главам и разделам евангелия от Матфея.
Иоанн Креститель объявляет о приходе Царства. Иисус объявляет о приходе Царства. Далее мы видим притчи Иисуса с царем в главной роли. И в каждой такой притче можно увидеть, что царь из этой притчи – это сам Иисус!
И вот в самом конце жизни Иисуса, на суде у правителя, первый вопрос, который звучит подсудимому: «Ты ли Царь иудейский?». «Да, ты сказал» — ответил Иисус.
Но этот царь какой-то не такой. Ни войска, ни вооружений, ни солдат. Пилат понимал, что Иисус не может быть никакой угрозой существующему императору. Но при этом Он – реальный царь.
И мы читаем дальше в Новом Завете, что Иисус – царь не только иудеев, но Царь всех народов. Написано: «Перед Ним преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать что Иисус Христос — Господь» (Филипп.2:10,11).
Тот, кого обзывают царем, на самом деле Царь. И насмешники однажды на самом деле поклонятся Ему. Но что же это за царь? Он же должен править народом. Но как Он правит?
Даже сами ученики Его думали, что они все вместе скоро будут править. И к Иисусу не так давно подходила мать сыновей Зеведеевых, чтобы просить о высоких должностях своим сыновьям, Иоанну и Иакову: «Сделай так, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20:21).
Они хотели быть большими министрами среди людей. Но Иисус сказал: «Мое царство не такое. Вы даже не знаете, что значит «пить чашу Мою и креститься Моим крещением». Потому что я пришел страдать и умереть». И действительно, Иаков стал первым мучеников из апостолов. Иоанн был до смерти в ссылке на острове Патмос.
Иисус учит нас настоящему лидерству на земле: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:25-28).
И поэтому именно на кресте Иисус царствует! Он — тот Царь, который правит со креста.
Второй урок креста: совершенно бессильный человек – на самом деле самый сильный (стихи 32-40).
Посмотрите, Иисус сейчас совершенно без сил. Вот несколько доказательств:
В те времена приговоренный должен был нести поперечину креста на себе до самого места казни. Вертикальный столб уже стоял на месте и ждал его. И когда ты принес свою поперечину, ее прибивают на крест, а тебя привязывают или прибивают к ней.
Но Иисус уже настолько обессилел, что не мог поднять этой деревянной балки, которую обычно все поднимали. Поэтому первого попавшегося, Симона из Квиринеи, заставили нести чужую поперечину креста. Эта картина должна показать вам, как мало силы осталось у Христа.
И он висел там на всеобщем обозрении, чтобы испытать максимум позора и стыда перед людьми. Совершенно беззащитный перед холодом, зноем, дождем, ветром и плевками прохожих.
Вся одежда Христа до последней нитки была отдана солдатам, чтобы они делили ее. 35 стих: «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий».
Но потом оказалось, что ночью приходили родные и друзья – и спасали со крестов своих полуживых страдальцев. И тот преступник выживал. Поэтому в последнее время солдаты должны были следить за казненным до тех пор, пока он не умирал.
Даже эта последняя надежда на спасение была отнята у Христа. Он был совершенно беззащитен и некому было заступиться за него.
Мы с вами не так удивляемся словам Христа, потому что сегодня дома строятся за считанные дни, есть даже специальные принтеры, которые печатают полноценные дома, в которых можно жить. В бедных странах действуют специальные миссии, которые могут устанавливать людям домики за один день из готовых панелей.
Но в старые века не было и мысли об этом. Любой кафедральный собор мира строился так долго, что ни один изначальный архитектор не доживал до окончания строительства. Он просто был уже в могиле, ведь это могло занять и 50, и 100 лет.
А Храм иерусалимский строили еще сложнее. Камни запрещено было обтесывать в Иерусалиме, поэтому их высекали из скал в далеких карьерах – и везли в Иерусалим каждый по отдельности, чтобы потом составить огромное здание. Это требовало долгие-долгие годы работы.
И потому люди зацепились за пророчество Христа, смеясь над ним: «Разрушающий храм и в три дня восстанавливающий его! Покажи свою реальную силу, сойди со креста». Почему Иисус дал людям повод так издеваться?
Про какие три дня Он говорил?
Мы читаем об этом у Иоанна:
«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» Иоанна 2:19-20
В тот момент никто ничего не понял, потому что дальше Иоанн пишет: прошло много времени. «Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус». Потому что «Он говорил о храме тела Своего».
Храм – это было единственное место на земле, где человек мог встретиться с Богом. До 33 года нашей эры. А теперь Христос стал этим местом. Нет больше другого храма для встречи с Богом, чем Христос. Храм, реально восстановленный на третий день.
И люди продолжают смеяться: «Сойди сейчас же со креста! Докажи свою силу!»
Но Христос знает, и Матфей уже знает, и читатели знают – и знаем мы, что именно в своем бессилии Он умрет. И восстанет на третий день в неизмеримой силе и власти, чтобы стать храмом встречи Бога и людей.
Человек, совершенно лишенный силы — самый сильный на земле.
Третий урок креста: Тот, кто не мог спасти Себя, спасает нас (стихи 41-44)
«41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. 44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.» Матфея 27:41-44
Он не смог спасти Себя.
А ведь еще в 1 главе Матфей говорит нам: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21). Иисус – это греческое написание имени Иешуа, что значит «Бог — спаситель».
С самого начала Евангелия объявлено, что речь пойдет о спасителе, Иисусе, который спасет человека от грехов. Нагорная проповедь, исцеления людей, воскрешение мертвецов, проповедь Царствия Божьего – все это делает Иисус день за днем во время служения людям.
Почему? Потому что Он пришел спасти людей от грехов! И вот сейчас на кресте он слышит именно эти слова. «Других спасал, а Себя Самого не может спасти!». Услышав это, Иисус тотчас сошел со креста…
Что бы случилось тогда?
Поверили бы они? Ну, может удивились бы его силе.
Но стал ли бы Он их Богом, спасающим их?
Иисус знает, Матфей знает, и читатель знает и мы с вами знаем: толпа говорит правду. Если Он сойдет со креста, Он никого не спасет, и не будет никакого чуда. Именно тем, что Он остался на кресте, будет добыто такое драгоценное спасение! И совершено самое большое чудо на земле – примирение Бога и человека.
Не спасши себя, он умер – праведный за неправедных — чтобы спасти таких, как мы.
И последний урок креста: человек, безнадежно восклицающий, полон надежды на Бога.
«45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. 48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; 49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. 50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.» Матфея 27:45-49
Скажите, надеялся ли Иисус на Бога в этот последний момент, или Он полностью лишился этой надежды?
Некоторые говорят: «Видите, если человека долго мучить, то он рано или поздно впадет в полное отчаяние!». Но так ли это на кресте?
Толпа вокруг слышит: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил!». И, кажется, Иисус потерял упование на Отца. Но, на самом деле, это совершенно не так.
Иисус знал обо всем этом с самого начала. «Я пришел не для того, чтобы мне служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» — говорил Он. Он еще от создания мира знал, что Ему придется пережить там на кресте.
В Гефсимании Он восклицал: «Не моя воля, но Твоя да будет». Он ни на секунду не сомневался в Отце. Они шли по общему плану, по совместной договоренности, шаг за шагом. Они совершали подвиг ради нашего спасения.
И вот наступает самый черный момент, когда, кажется, Бог отвернулся и не слышит Сына: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» (ст. 50). И что мы читаем дальше?
«И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись!» (ст. 51). И сразу же люди получили доступ к Святому Святых, где находится сам Бог.
Иисус знал, что делает. Именно тем, что Он останется на кресте, брошенный всеми мыслимыми друзьями и Отцом, и понесет проклятье своего Отца – он победит.
Вот с какой скрытой надеждой звучат эти загадочные слова: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил!».
Сын Божий остался там без ответа, чтобы Бог мог ответить каждому из миллионов спасенных: «Сын мой, войди в радость Отца. Будем веселиться вместе!».
Иисус кричал: «Боже мой, для чего Ты Меня оставил!», чтобы во всю Вечность мы ни разу не сказал этих слов!
Он плачет, чтобы мы всю Вечность не плакали.
Он был проклят там, чтобы нам навсегда обрести благословение.
Христос был изгнан из города, распят на Голгофе, чтобы мы, заслуживающие такое изгнание, могли к вечному общению с Богом присоединиться. Он возвращает нас домой. Мы больше не отчуждённые, не оторванные и не отверженные.
Он победил смерть, чтобы она не имела над нами никакой власти.
Человек на кресте, доверявший Богу больше всех людей, был в отчаянии, чтобы мы были прощены, оправданы, искуплены и усыновлены.
И этот черный крест учит нас четырем урокам, четырем истинам, без которых нельзя жить. Он показывает: