На иврите Пасха (песах) означает «проходить мимо». Для восточной церкви, например, этот праздник является центральным, тогда как на Западе христиане больше уделяют внимание Рождеству. Однако это просто акценты. Для всех христиан Пасха имеет большое значение. Но не все знают какое.
Мимо чего не должны проходить наши читатели? Что или кого однажды миновал один из героев ветхозаветной истории? Какое значение Пасха имеет для христиан нового времени? Или она сводится к массовому поеданию куличей, крашеных яиц и традиционному походу в церковь?
Как было сказано, праздник Пасхи имеет отношение к еврейским корням. В Книге Исход (в Ветхом Завете) мы читаем историю, когда Моисей, вождь и пророк Израиля, пришел к египетскому фараону с просьбой отпустить пленных евреев в пустыню. Там, как сказал Моисей, еврейский народ должен принести Богу жертвы (Исход 5:3). Однако фараон ожесточился против израильтян. Египетский владыка приказал сделать условия работы еврейских рабов еще более суровыми. Но с Богом шутки были плохи. В результате Господь ниспослал на египтян десять казней. В одно время с жителями Египта приключились ужасающие бедствия.
Представьте, что в один прекрасный день после сытного обеда вы решили помыть свою посуду. Но вместо чистой и горячей воды на ваши руки и жирные тарелки полилась… кровь (Исход 7:17). А радостный и загорелый мальчишка-египтянин, ныряя со всего размаху в реку, в полете обнаруживает, что он должен погрузиться в непонятную по своему составу смесь. Ужасно, не правда ли? Или представьте себе другую ситуацию. Супруг утром спросонья поворачивается к своей супруге, чтобы поцеловать ее в щечку. Однако его губы упираются во что-то слизкое и непривычно прохладное. Дело в том, что утром Аарон удосужился по повелению Бога сходить на речку. Простерев свой жезл к водам рек и озер, брат Моисея вызвал оттуда отвратительных жаб (Исход 8:6). Впоследствии египтянам лучше не становилось. Их докучали мушки, песьи мухи, моровая язва, телесные нарывы, град, саранча и тьма.
Но последняя десятая казнь даже на слух была не для слабонервных. Бог решил забрать жизни всех египетских первенцев (Исход 11). И все это происходило из-за упрямства фараона. Однажды ночью египтяне обнаружили в своих домах, в темнице, в хлеву, во дворе, при дороге, в поле мертвых людей и скот (Исход 12:29). Ангел Господень пришел в Египет и забрал жизни всех свободных и рабов, а также животных, которым буквально не повезло родиться первыми. Египтяне подняли вопль и плач, прося евреев срочно выйти из Египта. Только в семьях израильтян не случилось ничего подобного. Что же произошло?
Накануне той ночи, когда Ангел Господень должен был выйти для осуществления десятой казни, евреи по приказу Моисея помазали перекладины и косяки своих дверей кровью принесенного в жертву агнца, т.е. барашка мужского пола (Исход 12:7). И когда Ангел ходил ночью по Египту, увидев кровь на дверях израильтян, он проходил мимо (pasach). Теперь вы понимаете значение слова Пасха.
Перед той роковой для египтян ночью Бог дал евреям различные инструкции, как они должны были приготовиться к этому событию. Они должны были в торопливом порядке съесть мясо барашка, испеченное на огне. Эта спешная трапеза должна сопровождаться поеданием пресного хлеба и горьких трав. Поскольку израильтяне должны будут уйти из Египта в спешном порядке, они должны были возлежать за трапезой одетыми. Потому что сам Господь проходит мимо! (Исход 12:11)
С тех пор Бог постановил евреям праздновать Пасху каждый год. Это национальное событие всего израильского народа. И это событие получило новое толкование в свете крестной смерти нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Что могло быть на столе Иисуса и Его учеников, когда они однажды собрались в горнице? Они ели пресный хлеб. Ибо дрожжи символизировали грех и ожесточение. Во время второй части трапезы, согласно тогдашней иудейской традиции, когда евреи пили красное вино, самый молодой член вечери спрашивал (Исход 12:26): «Mah nishtanah?» (Почему эта ночь отличается от всех других?) Это приводило к духовному общению членов еврейской семьи и чтению псалмов. На стол для вечери женщины приготавливали горькие травы, листья и соус (харосет) из орехов, миндаля, изюма и других компонентов. Смесь была густой и по виду напоминала жидкую глину, которую евреи, будучи тогда рабами, использовали для строительных работ в Египте. Также на столе стояло блюдо с подсоленной водой или уксусом, в которое один раз обмакивали пищу в напоминании о слезах, которые они пролили в дни рабства. Во время пасхальных трапез хозяин рассказывал историю Исхода и связывал различные элементы трапезы с событиями повествования. Так образовывалась связь между гостями трапезы и теми, кто однажды покинул Египет.
Сходную функцию должны были увидеть ученики Иисуса, когда Он соединил в себе две истории: народа Израилева и собственную. Это символический акт Пророка и Мессии. Как и в случае Иеремии (Иеремии 19:1-13), который разбил кувшин, а Иезекииль из кирпича сделал модель осажденного Иерусалима (Иезекииля 4:1-17), Иисус также решил воспользоваться символами и метафорами. Иисус с учениками празднует Пасху за день до самого праздника, когда священники в храме закалывали агнцев. Получается, что на столе Иисуса не было запеченного на огне барашка. Почему? Потому что теперь Иисус становится центром всей драмы истории искупления человека.
В канун предстоящих страданий и смерти за грехи людей Иисус Христос вносит новое и полное понимание того, что же в действительности стояло за событиями в Египте. Закланный агнец, чей кровью мазали перекладины и косяки дверей, указывал на Его искупительные мучения и смерть. Если опреснок является символом скорейшего ухода из Египта, Иисус передает нам идею, что Его тело и кровь являются орудием избавления от зла. Выражение «кровь завета» является ссылкой на слова Моисея (Исход 24:8), где пророк устанавливает завет с Израилем на горе Синай. Во время трапезы после заключения завета «они видели Бога, и ели и пили». Здесь Иисус говорит о подтверждении заключенного договора (евр. берит — «завет, договор, соглашение») ценой Своей крови. Тело Иисуса как Агнца приносится за жизнь мира ради оставления его грехов. Подлинное освобождение от плена произошло благодаря смерти и воскресению Христа!
Божий народ, Его Церковь, празднует Пасху, возвещая через заповедь Евхаристии (греч. «благодарение») смерть и жизнь Иисуса Христа, а также жизнь искупленного Им народа. Однажды Иисус придет на землю. Это Его царское обещание. И на Своем Суде Он заглянет в сердце каждого человека.
Обагрено ли твое сердце кровью Иисуса Христа как чистого и непорочного Агнца? Если ты отдал свою жизнь Божьему Сыну, если твое сердце открыто для Него, Ангел Господень в день последнего Суда пройдет мимо. Тогда ты сможешь разделить с Иисусом Христом вечность в общении с Ним и Его избранным народом. Это и есть сущность празднуемой Пасхи Бога. Если же ты еще не познал Того, Кто умер за тебя на кресте, поторопись, как однажды поторопились еврейские рабы в ночь перед приходом на египетскую землю губителя. Божий Суд придет на землю и не замедлит.
Спасибо за материал Виктора Шленкина с сайта Петербургский Баптист
При перепечатке материала ссылка на imolod.ru обязательна