Почему так важно быть на воскресных собраниях верующих? Нельзя ли просто почитать Библию и помолиться дома одному? Или почему бы просто не включить онлайн-трансляцию какой-либо церкви и попеть вместе с ними или поназидаться от проповеди?
Это не только не праздные, но самые актуальные, вопросы нашего времени. Количество внеденомиционных и внецерковных христиан продолжает расти с каждым годом. Скажу даже больше – в России все меньше Евангельских верующих живут полноценной церковной жизнью, и большинство из них, посещают от случая к случаю собрания, в основном, больших церквей. И здесь уже не помогает просто цитирование текста из послания к Еврееям — “Не будем оставлять собрания своего” (Евр.10:25)
Думаю написать об этом современном тренде в христианстве отдельную статью в будущем. Сейчас же мы поговорим о том, почему воскресные собрания принципиально важны для полноценной духовной жизни христианина, для развития его радости и поклонения Христу. Я приведу 3 основных причины.
Когда Иисус произносит фразу в Своей известной молитве: “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе”, то не задумывались ли Вы, где эта воля сейчас лучше всего исполняется? Очевидно, что не в общественных или социальных институтах. Там свои планы и ориентиры. Не в клубах по интересам – там обычно другие центры притяжения. Не в бизнес-центрах и офисах – там чаще действуют по иным законам.
Конечно, человеческие законы или общественная мораль могут пересекаться с Божьими, и даже соответствовать им. И в этом нет ничего удивительного для нас – мы же молимся об этом и несем их в наше окружение! И скажу даже больше – Сам Бог работает через эти структуры и блюдет над ними (Рим.13:1). (Это Его общая благодать для этого мира). И хотя они могут творить волю Божию или совершать что-то по Его изволению – все же они, за редчайшим исключением, не ищут возможности и не проявляют желания, утверждать и творить волю Господа на земле.
Где же тогда место на земле, где Его волю желают творить и творят? Это только поместная Церковь! Да, она может быть неказистой, поражена законничеством или самоправедностью, несовершенна и наполнена несовершенными людьми. Но именно она, и только она, является единственным сообществом на земле, объединяющем людей, которые стремятся угождать Господу Христу. И там, Он Сам, посреди них (Матф.18:20, 1 Кор.3:16). Ее собрания – самое близкое место к небесам. Я не хочу быть на небесах чуть-чуть. Я желаю там быть всегда. Поэтому и не пропускаю церковных собраний.
Кто-то может сказать, что ему достаточно его работы в христианской миссии или организации, да и богослужения его церкви скучные и духовно-слабые. Да, к сожалению, собрания некоторых церквей могут даже угашать наш дух. Но не следует быть поспешными в своем суждении. Ведь, если многие браки распадаются в наше время, это вовсе не означает, что институт брака следует выбросить на задворки истории, и отказаться от него. Это же справедливо и в отношении поместной церкви. Кроме того, кто проверял критерии нашей оценки — хорошее это собрание или плохое? (Уверен, что в этом блоге в ближайшее время появится соответствующая статья, помогающая разобраться в этом вопросе).
К сожалению, многие верующие по разным причинам так еще и не испытали полноты благословений через полноценную жизнь в церковной общине. Они так и не узнали всей красоты и мудрости Божьего замысла.
Господь Иисус совершил много удивительных деяний и чудес, когда был на земле. Но Он не написал ни одной книги, не построил ни одного здания, ни открыл ни одной школы или больницы. А Он основал Церковь, которая стала Его представителем и свидетелем в этом мире, через которую Он совершает Свой спасительный труд и поныне. Он Сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Именно Церковь Господь Иисус благословил, и “питает и греет” именно ее. (Еф.5:29).
Мы живем в то время, когда присутствует очевидная попытка не только дискредитировать Церковь как собрание верующих, но переопределить ее сущность и ценность, или даже отвергнуть поместную церковь, как не принципиальный элемент для духовной жизни. И нам не следует поддаваться этому анти-библейскому сатанинскому влиянию.
Ап.Павел раскрывает Божественное откровение о месте и роли Христовой Церкви в Божье замысле, говоря о ней как о «доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» (1 Тим.3:15). Уэйн Грудем отмечает, что «План Бога о Церкви столь велик, что ради нее Он вознес Христа в высочайшее звание: «Все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22,23)«, именно она являет Его славу во все роды (Еф. 3:21). Все Божьи действия сфокусированы вокруг Церкви.
Интересно отметить, что слово «экклезия» (церковь), которое встречается в Новом Завете более 100 раз, только 15 раз употребляется в отношении Вселенской Церкви (Еф. 1:22-23; 5:23-24; Кол. 1; 1Кор. 12). Поэтому, читая в Новом Завете о церкви, мы читаем, прежде всего, о поместной церкви. Вильям Макдольнад вообще называет поместную церковь Вселенской церковью в миниатюре. Неудивительно, что известный богослов Ранней Церкви Киприан Карфагенский говорил: “Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец”.
Из всех институтов, которые сотворил Бог — семья, государство и Церковь, только последний будет с Ним всю вечность. Все остальное временно и преходяще, хотя имеет свои свои Божьи цели для этой земной жизни.
Мне очень нравится слушать проповеди по интернету. Обычно я бегаю через день. И во время своих пробежек, обязательно послушаю проповедь какого-нибудь брата. Также поступаю в длительных поездках, и во время неожиданных перерывов. У меня в iPod несколько тысяч проповедей. И все же в этом полезном прослушивании есть один существенный недостаток – это слушаю только я один, а не все остальные братья и сестры нашей поместной общины. Ведь если бы мы слушали вместе одну и ту же проповедь, то насколько больше благословений она принесла бы даже мне.
Представьте, что мы слушаем в одно воскресенье проповедь пастора о Божьей милости и заботе о нас. И вот в среду у меня случается печальное событие. Братья и сестры могут ободрить меня словами воскресной проповеди. Более того, они получили хорошее наставление, они знают, как это сделать и в чем суть Божьей заботы о нас. Кроме того, они знают, что и я слышал эту проповедь. И им не нужно все мне пересказывать, а будет вполне достаточно сказать всего лишь несколько слов, чтобы мой разум и мое сердце отозвались на библейскую истину, которую я услышал в прошедшее воскресенье.
Или на церковном собрании была проповедь о свободе и силе прощения. И вот братья и сестры нашей малой группы стали замечать, что у меня с кем-то растет напряжение во взаимоотношениях. Мы же с ними в одной общине, они видят мою жизнь. Они видят как мое непрощение разрушает меня, порочит имя Божие и несет боль окружающим. И тогда они помогают мне примириться с моим обидчиком — обличая, поддерживая, участвуя. Они знают контекст моей жизни, они рядом со мной, как и я – рядом с ними.
Понимаете, я живу полноценной жизнью. Мое воскресное назидание не остается только в моей голове. Оно живет внутри всего церковного собрания. Мы – церковная семья, пребывающая в настоящем христианском общении, кайнонии. Я, приходя на собрания церкви, узнаю и вижу кто как живет, в чем нуждается, как развивается. Наше общее духовное наставление воплощается в практике нашей жизни – будь-то в церковном служении или в привычной повседневности.
Мне важно, чтобы наставление из Божьего Слова, сказанное или пропетое, услышало все собрание, включая и меня. Только тогда мы будем расти в любви и в полноте духовного развития.
Дитрих Бонхоффер делает важное замечание:
“…оказать помощь другому человеку не значит как-то умалить или принизить его, напротив, это значит вернуть ему его настоящее достоинство, т. е. понимание того, что хотя он и грешник, он может иметь Божью благодать и быть чадом Божьим. Такое понимание придает нашему братскому разговору необходимую свободу и искренность. Мы говорим друг с другом, потому что нам обоим нужна помощь. Мы наставляем друг друга, чтобы идти тем путем, каким нас призывает Христос. Мы предостерегаем друг друга о непослушании, которое ведет всех нас к гибели. Мы обращаемся друг с другом мягко и строго, так как знаем и Божью доброту, и Божью строгость. Почему мы должны бояться друг друга, если все должны бояться только Бога? Почему мы должны думать, что наш брат не поймет нас, если мы сами прекрасно знаем, что для нас значит, когда кто-то говорит нам о Божьем утешении и наставлении, пусть даже запинаясь и неумело подбирая слова? Разве есть на земле люди, которые не нуждаются в ободрении и наставлении? Зачем тогда Бог даровал нам христианское братство? Чем больше мы будем позволять другим рассказывать нам о Слове Божьем, чем более смиренно и благодарно мы будем принимать даже суровые упреки и замечания, тем свободнее и объективнее мы будем вести себя, сами говоря другим о Слове Божьем.”
Не знаю, как вы, но я люблю петь. Правда пою я не очень, поэтому мое соло вы можете случайно услышать только у меня дома или во время моей прогулки в лесу, когда меня особо никто не слышит. Разве что мои домочадцы =)
Иаков говорит: Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак.5:13б). Нередко мое сердце переполняет радость и благодарность Господу. И я не могу сдерживать свои уста. “Ибо от избытка сердца говорят уста” (Лук.6:45). И в такие моменты мне очень хочется с кем-то встретиться из верующих и разделить с ними радость поклонения и славословия Господу.
Когда нам радостно мы естественным образом желаем ее разделить с другими. Вы замечали, что когда вы услышали что-то веселое в компании друзей, то во время общего смеха вы стараетесь посмотреть в глаза кому-то из них. Это ваша естественная реакция — мы хотим разделить радость с другими. Где можно лучшим образом разделить радость от жизни и общения с Господом? Собрание поместной церкви!
Когда нам скорбно и тяжело, то мы обычно молимся. Иаков напоминает об этом: Зло страждет ли кто из вас, пусть молится (Иак.5:13а). И когда мы молимся, мы также ищем поддержку и участие со стороны людей. И кто лучше может лучше нам сострадать, как не те, кто познал глубину своего греха и безграничность Божьего милосердия? И таких людей можно встретить только в церкви. И мы вместе будем искать волю Божию, преодолевать трудности, прославлять Христа в страданиях, наблюдать Его работу в нашей жизни, и поклоняться Ему всем своим сердцем.
Подумайте только – когда собираются люди, поклоняющиеся Христу в течение недели, уповающие на Него, доверяющие Ему, служащие Ему, нуждающиеся в Нем, благодарные Ему, сокрушенные перед Ним – то, что это будет за собрание?! Это будет собрание хвалы и поклонения, исповедания и благодарения, славословия и прославления, назидания и спасения. Но это всего лишь обычное собрание поместной церкви!
На церковных собраниях я могу лицезреть, предвкушая будущее вселенское невероятное собрание поклонения, о котором говорил Апостол Иоанн:
взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу (Откр.7:9–10).
Я буду к нему готовиться. Я буду в собрании святых!!!
Где я могу найти лучшее свидетельство и место проявления спасительной и преображающей Божьей благодати сегодня? Где я могу увидеть подлинное братство народов? Где я могу встретить искупленных грешников, прощенных бунтарей, исцеленных страдальцев, прозревших слепцов, смирившихся гордецов, воистину счастливых людей? Собрание верующих, поместная церковь! Это мое любимое место на земле, пока я еще не пришел домой, в небеса!
Автор: Евгений Бахмутский