Мы не всегда замечаем, как много мифов просачивается в проповеди о Рождестве, в театральные постановки и фильмы на рождественскую тематику. Эти мифы – человеческие вымыслы, которые не подтверждены Писанием. Давайте рассмотрим пять “рождественских мифов”, которые встречаются чаще всего.
Иисус был рожден “до рождества Христова” (до нашей эры). Возможно, в 4 и 5 году до Р.Х. Весьма сомнительно, чтобы наш Господь родился в декабре. В первые три столетия Церковь не отмечала рождение Христа в декабре. Если даже оно и отмечалось, то совпадало с днем Эпифании (Богоявления) 6 января. Хотя и возможно, что Иисус родился зимой, никто этого точно не знает.
Следует отметить, что дата 25 декабря была “заимствована” у одного из языческих праздников. Что касается ранних христианских авторов, то они расходятся во мнении касательно даты Христова рождения. Например, Клемент Александрийский утверждал, что Иисус родился 20 мая. Ипполит Римский указывал на дату 12 января. Предлагались и другие даты: 21 марта, 25 марта, 18 апреля, 19 апреля, 29 мая, 17 ноября, 20 ноября. В конечном итоге (это произошло не раньше 273 года) Церковь установила дату 25 декабря.
Хотя год и день рождения Христа неизвестны, празднование Рождества приносит большую пользу. Пусть нас не смущает “условная” дата.
Фраза Луки “не было места в гостинице” часто понимается в том смысле, что Марии и Иосифу не досталось “номера в местном отеле”. Но весьма сомнителен факт существования какого-либо постоялого двора в Вифлееме. Это была маленькая деревня в стороне от главных дорог. Никакой постоялый двор не смог бы окупиться. К тому же, Лука не использует термин “пандейон”, который обычно означал “постоялый двор” или “гостиница”. Вместо этого он выбрал слово “каталума”, означающее гостиную. Это же слово используется для описания той комнаты (горница), где Иисус совершил Тайную вечерю.
Намного более вероятно, что в Вифлееме, городе предков Иосифа, жили какие-нибудь его родственники (возможно, дальние). И так как Вифлеем был наполнен людьми, пришедшими на перепись, у этих родственников просто не оказалось комнаты для святой четы. Такие комнаты для гостей обычно помещались в передней части дома. А хлева располагались в задней части дома или “уровнем ниже”, в специальном углублении в земле (пещере). В такой пещере (или хлеву) животные получали пищу и были защищены от ночного холода, воров и хищников. Таким образом, Иосиф и Мария нашли приют в одном таком хлеву (или пещере). Кстати, животных могли и вывести оттуда, чтобы “освободить помещение” для роженицы. В евангельских повествованиях нет и намека на присутствие животных. Первым человеком, который, по преданию, соорудил первую рождественскую декорацию с яслями и животными, был святой Франциск.
Вы, наверное, часто слышали, про приход к Младенцу трех царей (волхвов). Однако ни о каких царях в евангелиях речь не идет. Волхвы не были царями в обычном понимании этого слова. Это были жрецы с востока, специалисты в эзотерических науках, в астрологии, гадании по органам жертвенных животных и т.д. Они были советниками царей. Поиски “великого царя” привели их в Иерусалим. Чтобы попасть в Вифлеем, им необходимо было особое Божественное откровение. Когда эти волхвы пришли почтить новорожденного Царя, они, по всей видимости, были в шоке, узнав, что Он был рожден в месте, где содержатся животные.
Также неизвестно, сколько было этих мудрецов. В тексте лишь сказано, что они принесли три дара. Но это не обязательно означает, что самих волхвов было трое. К тому же, как сообщает Матфей, они или оставались в Вифлееме некоторое время, или пришли значительно позже рождения Иисуса, потому что Ирода “тревожили” дети даже двухлетнего возраста – поэтому он приказал убить их. Иосиф Флавий свидетельствует, что приблизительно в это время Ирод повелел казнить некоторых членов своей семьи, так как страдал от мании, что против него постоянно плетут заговоры.
В фильмах с рождественской тематикой нам часто показывают сцены тысяч плачущих матерей, скорбящих о смерти своих детей, которых Ирод повелел убить. Но такие масштабы детских смертей маловероятны. Вифлеем был крохотной деревней, поэтому количество детей там (в возрасте до двух лет) вряд ли превышало десяти душ.
Матфей сообщает нам, что волхвы, “войдя в дом, увидели Младенца с Мариею” (Мф. 2:11). По всей видимости, после переписи в доме каких-нибудь родственников Иосифа освободились комнаты для гостей. Поэтому святое семейство перебралось из хлева туда. Главное значение прихода волхвов (их поклонение и дары) заключается в том, что рожденный Мессия является Спасителем не только евреев, но и язычников.
В английском языке термин “virgin birth” буквально означает “рождение девственницей”. Однако Мария не была матерью-девственницей (о чем любят говорить католики и православные). Да, зачатие было непорочным. Но факт рождения лишил Марию девственности. Глупо говорить о “деве Марии, сидящей возле рожденного Сына”. Она уже не была девой.
Слово Божье указывает, что чудом было именно непорочное зачатие, а не сохранение девственности в процессе родов (Мф. 1:18-22; Лк. 1:34).
Давайте вспомним, что именно Ветхий Завет говорит о рождении нашего Господа:
Источник: ieshua.org