параллакс фон

5 фундаментальных догм Реформации: «Только Писание»

 

Реформация была призывом вернуться к первоначальному христианству, попыткой при помощи обновления и реформ избавиться от испорченной веры Средневековья. Учение Реформации, которое строилось на пяти тезисах, начинавшихся со слова «sola», что значит «только», было радикальным для того времени; и оно должно оставаться столь же радикальным сегодня, ибо оно призывает к вере и жизни, полностью сосредоточенных на Боге.

Джон Ханна

Основными доктринами протестантизма являются Quinque sola (Пять только) — это пять латинских тезисов, появившихся во время Реформации и являющиеся основными теологическими догматами Реформации, противоречащим учению Римско-католической церкви того времени. Латинское слово sola означает «только» или «единственно».

«Пять только» ясно сформулировали пять фундаментальных догм Реформации, основные принципы, которые реформаторы считали необходимыми для христианской жизни и практики.

Sola scriptura (Только Писание)

Sola scriptura — доктрина о том, что Библия является единственным боговдохновенным и подлинным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и практичным.

То, что Библия не требует интерпретации, является идеей, прямо противоречащей учению Восточной Православной церкви, Древневосточной Православной церкви, Коптской церкви, Англиканской церкви и традициям Римско-католической церкви, учащим, что Библия может быть аутентично интерпретирована только с помощью апостольских преданий и Вселенских соборов. Эта доктрина послужила причиной отказа от всех христианских традиций, противоречащих, не следующих букве и духу Библии или не имеющих четкого подтверждения в Священном Писании. Кальвинисты зашли дальше в неприятии старых традиций, чем лютеране или англиканцы, но все они едины в отрицании авторитета Папы, спасения за добрые дела, индульгенций, поклонения Деве Марии, святым, мощам, таинств (кроме крещения и евхаристии), чистилища, молитвы за умерших, исповеди священнику, обета безбрачия духовенства, монашеской системы и использования Латинского языка в богослужениях. Эту доктрину иногда называют формальным принципом Реформации, так как она является источником и основой принципа sola fide.

Прилагательное (sola) и существительное (scriptura) стоят в творительном, а не в именительном падеже, чтобы показать, что Библия не сама по себе, а является инструментом Бога, с помощью которого он приходит к человеку.

Реформаторы учили, что Бог дал нам Писание как Свое Слово истины и силы. Поскольку оно Его Слово истины, мы можем доверять ему и сейчас, и в вечности. Поскольку оно Его Слово силы, оно изменяет и обновляет наш разум Духом Божьим. Эта сила должна проявить себя в нашей жизни, у нас в семье, в церкви, в обществе. Другие книги могут дать нам полезную информацию и даже изменить нас, но только одна книга может изменить нас кардинально и уподобить образу Христа. Только тогда мы станем истинными детьми Бога и Реформации.

Насколько хорошо мы понимаем принцип sola scriptura? Исследуем ли мы Писание, любим ли Писание, живем ли Писанием, молимся ли по Писанию? Ведет ли нас Библия, как компас, через штормы и волны жизни? Помогает ли нам Писание, как зеркало, одеваться (Иак. 1:22-27)? Является ли правилом, которым мы руководствуемся (Гал. 6:16), водой, которая нас омывает (Пс. 118:9); сердечным огнем, который нас согревает (Лк. 24:32), пищей, которая нас насыщает (Иов 23:12), мечом, которым мы сражаемся (Εф. 6:17), советчиком, который удаляет наши сомнения и страхи (Пс. 118:24), и наследием, которое обогащает нас (Пс. 118:111-112)?

Учит ли нас Писание, как говорил Джон Флавел, «лучшему пути жизни, благороднейшему пути страдания и самому полезному пути смерти»? Стал ли лозунг sola scriptura нашим личным жизненным кредо, которое побуждает нас, как Кальвина и Лютера, полностью подчиниться слову самого Бога?

Отрывки из Священного Писания: 2-е Тим. 3:14-17.


Читайте продолжение серии статей «Пять фундаментальных догм Реформации» на следующей неделе.

Источник: faithblog.info