Когда я проповедую неверующим, я часто обращаюсь к теме тьмы. С одной стороны это страшная тема, с другой очень плодотворная.
На Хэллоуин большая часть мира размышляет о «силах тьмы», так что и я решил поделиться своим мнением, к тому же с этой темой я очень часто сталкиваюсь во время своих путешествий.
Часто от разных людей я слышал следующее заявление: «Я не уверен, что я верю в Бога, но я точно верю в дьявола».
В сатане есть что-то осязаемое. Есть какая-то плотность, вес, тяжесть, которую вы ощущаете внизу живота. Мы можем чувствовать зло очень ясно, к этому не нужно прикладывать особых усилий, это сверх нашего понимания, сверх наших социальных навыков или психологии. «Честное слово, мы не верим в приметы и что-то потустороннее, но…» Дети эпохи просвещения, современности и науки начинают говорит о том, что у зла есть личность и рассуждать о силах зла.
У каждой культуры есть свои специальные слова для обозначения зла — концепты, верования, ритуалы. И наша культура не является исключением. В течение всего года мы видим, как люди наряжаются в костюмы монстров сея хаос среди цивилизованных людей. Мы называем этот маскарад «ужастиками» или «хоррорами», но как их не назови, сути это не изменит.
Один раз в год маскарад выходит на улицы — миллионы людей примеряют на себя страшные образы. Хэллоуин, к слову, второй по количеству полученной выручки фестиваль для ритэйлеров. Выше наших трат на Хэллоуин только наши траты на празднование Рождества. Каждый год мы как будто вынуждены примыкать к силам, которых мы боимся — кто-то ради веселья, кто-то посмеяться, кто-то ради искусства, а кто-то просто так. Неважно по какой причине мы участвуем в этом, но Хэллоуин подчеркивает одну важную идею — тьма реальна.
Все мы, верующие или нет, чувствуем вес одного глобального вопроса: «Как может существовать Бог в мире, где столько зла?»
Будучи окружены злом, можем ли мы верить в существования абсолютного добра?
Однажды я дискутировал с исполнительным директором Британской гуманистической ассоциации, Эндрю Копсоном, на тему «Христианский Бог достоин того, чтобы Ему служили». В противовес этому утверждению Эндрю рассуждал о паразитах. Он перечислял десятки видов и описывал их ужасающие функции, которые приводят к смерти. Если Бог существует, как же Он допускает существование этих ужасных тварей, которые убивают Его творение?
Мой ответ был прост. Кто такие паразиты? Это отвратительные твари, которые живут за счет источника жизни. Первым был тот, кто дает жизнь, паразиты пришли потом и испортили ее. Это именно то, как Библия говорит о добре и зле. Все зло, которое мы можем испытывать, имеет одну цель — испортить что-то хорошее. Болезни портят здоровье, предательство портят любовь, хаос разрушает порядок, смерть уничтожает жизнь. Сама по себе тьма является отсутствием света.
Тот факт, что мы испытываем влияние зла, ведет нас к библейской истории. Наша история начинается с Бога света, жизни и любви. Потом происходят перемены, мы отвергаем Божий свет, жизнь и любовь и погружаемся в тьму, смерть и разлуку с Богом. И во всем этом тьма, которую мы ощущаем, не исключает свет, она как бы включает его в себя. Тьма относительна.
Следующую фразу я слышу везде, куда бы я ни пошел: «Я думаю, что если есть свет, должна быть и тьма».
Люди говорят о тьме и свете так, как будто они противопоставляются друг другу, балансируют и как бы нуждаются друг в друге. Это кажется бессмысленным, но эта идея пользуется популярностью по всему миру.
Я виню в этом Джорджа Лукаса. Мне нравятся Звездные войны, но этот фильм подарил миру идею о том, что свет и тьма равны и противопоставлены друг другу, и борются друг с другом. Если вы тоже верите в это, я предлагаю вам небольшой эксперимент. Посмотрите на ближайший включатель света и попробуйте найти сопровождающий его включатель тьмы. Его нет. Видите ли, тьма не противостоит свету. Тьма не борется со светом. Когда свет сияет, тьма отступает, потому что она должна отступить. Как сказано в Евангелии от Иоанна «Свет светит во тьме и тьма не поглотила его» (Иоан. 1:5).
В этом стихе рассказана вся история христианства. Бог света, жизни и любви видел, как создания, которых Он любит, погружаются во тьму, смерть и разлуку. Что Он сделал? Что сделала любовь? Любовь сказала: «Твоя тьма будет моей тьмой, твое дно будет моим дном, твои долги будут моими долгами». Родившись, Иисус погрузился во тьму. В то время, как Он учил и исцелял, Он просвещал тьму. На кресте Он стал тьмой. Воскреснув, Он победил ее. Тьма управляема.
Вот уроки, которым учит нас Хэллоуин или Ночь всех Святых: тьма реальна, относительна и управляема. Вот почему, согласно традиции, за Ночью всех святых следует День всех святых. Так должно было быть. Но сегодня этот праздник предназначен для того, чтобы мы хотя бы на сутки потеряли уверенность в том, что наступит день. Возможно, мы больше не верим в триумф света. Возможно, мы в мире со тьмой. Если так, то этот день больше не старая традиция, пришедшая из Средневековья. Если так, то нам нужно просвещение, которое даст нам истинную уверенность перед лицом зла.
К счастью в этом году мы отмечаем двойной праздник. 31 октября 1517 года — то есть 501 Хэллоуин назад — началось движение, которое оставило Средневековье позади. Одним из лозунгов Реформации был Post tenebras lux, то есть После тьмы — свет. Это радостное убеждение, которое проведет нас через самую темную ночь. Если Евангелие правдиво, тогда Хэллоуин действительно можно назвать счастливым.