Реформация была призывом вернуться к первоначальному христианству, попыткой при помощи обновления и реформ избавиться от испорченной веры Средневековья. Учение Реформации, которое строилось на пяти тезисах, начинавшихся со слова «sola», что значит «только», было радикальным для того времени; и оно должно оставаться столь же радикальным сегодня, ибо оно призывает к вере и жизни, полностью сосредоточенных на Боге.
Джон Ханна
Основными доктринами протестантизма являются Quinque sola (Пять только) — это пять латинских тезисов, появившихся во время Реформации и являющиеся основными теологическими догматами Реформации, противоречащим учению Римско-католической церкви того времени. Латинское слово sola означает «только» или «единственно».
«Пять только» ясно сформулировали пять фундаментальных догм Реформации, основные принципы, которые реформаторы считали необходимыми для христианской жизни и практики.
Sola fide — доктрина о том, что прощение можно получить только верой, безотносительно добрых дел и поступков.
Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения. Некоторые протестанты видят эту доктрину просуммированной с догматом «Вера приносит прощение и добрые дела» в противоречие к Римско-католическому догмату «Вера и добрые дела приносят прощение». Эту доктрину иногда называют материальным принципом Реформации, потому что эта доктрина была центральным богословским вопросом для Мартина Лютера и других реформаторов. Лютер называл ее «статьей, на которой стоит или падает Церковь» (Латынь, articulus stantis et cadentis ecclesiae). Эта доктрина утверждала отсутствие других возможностей для прощения грешника кроме как вера в искупительную жертву Христа.
Оправдание по вере только в Христа — это сердце Евангелия. Поскольку мы не имеем никакой врожденной праведности, которая бы позволяла нам не быть виновными перед Богом, мы нуждаемся в праведности extra nos («вне нас»), «чужой» праведности, как назвал ее Лютер. Бог принимает такую праведность, потому что она заработана для нас Христом.
Sola fide или вера вместе с добрыми делами: чего мы придерживаемся? Является ли наша вера христоцентричной? Живем ли мы лишь по такой вере? Можем ли мы сказать вместе с Лютером: «Вера дает мне Христа; любовь, проистекающая из веры, отдает меня всего моему ближнему»? Понимаем ли мы, что такое sola fide Любим ли мы эту истину и живем ли в соответствии с ней? Являемся ли мы детьми Реформации?
Отрывки из Священного Писания: Мф.9:22; Мк.10:52; Лк.7:50; Рим.3:28; Гал.3:6-11
Читайте продолжение серии статей «Пять фундаментальных догм Реформации» на следующей неделе.
Источник: faithblog.info