Реформация была призывом вернуться к первоначальному христианству, попыткой при помощи обновления и реформ избавиться от испорченной веры Средневековья. Учение Реформации, которое строилось на пяти тезисах, начинавшихся со слова «sola», что значит «только», было радикальным для того времени; и оно должно оставаться столь же радикальным сегодня, ибо оно призывает к вере и жизни, полностью сосредоточенных на Боге.
Джон Ханна
Основными доктринами протестантизма являются Quinque sola (Пять только) — это пять латинских тезисов, появившихся во время Реформации и являющиеся основными теологическими догматами Реформации, противоречащим учению Римско-католической церкви того времени. Латинское слово sola означает «только» или «единственно».
«Пять только» ясно сформулировали пять фундаментальных догм Реформации, основные принципы, которые реформаторы считали необходимыми для христианской жизни и практики.
Sola gratia — доктрина о том, что спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость — а не как что-то заслуженное грешником. Это значит что спасение — незаслуженный дар от Бога ради Иисуса. Кажется, что эта доктрина противоречит некоторым аспектам Римско-католического догмата о зарабатывании прощения, на самом деле они слегка расходятся только в двух фактах: что Бог является единственным субъектом благодати (другими словами благодать всегда действительна, без каких-либо действий со стороны человека) и, второе, что человек не может какими-либо своими действиями заслужить большую благодать для себя.
Реформатское богословие учит, что человек может осознать, что есть благодать, только тогда, когда она станет реальностью его жизни. Он понимает, что благодать перестает быть благодатью, если Бог сам не решает, кому ее являть, если она должна быть заслужена. Бог спасает человека не потому, что предвидит какие-то свойства или действия человека, а только потому, что Он сам решает явить человеку Свое расположение.
Ярче всего о всевластии Божьей благодати сказано в Послании Павла к римлянам. Апостол пишет, что эта благодать и еврея, и эллина делает сонаследником Божьего царства вместе с верным Авраамом (Рим. 4:l6). Она устанавливает мир между Богом и грешниками, Его врагами (Рим. 5:2). Поскольку только благодать могущественнее греха, то лишь она по-настоящему освобождает от его власти (Рим. 5:20-21; 6:14). Святая благодать снабжает верующих различными дарами для служения в церкви Божьей (Рим. 12:6). Эта благодать в итоге восторжествует над смертью, она же будет и гарантом вечной жизни для всех тех, кто принял ее (Рим. 5:20-21), потому что она начала действовать еще в прошлом, до начала времен, выбрав людей ко спасению независимо от их заслуг (Рим. 11:5-6).
Благодать призывает нас (Гал. 1:15), возрождает нас (Тит. 3:5), оправдывает нас (Рим. 3:24), освящает нас (Евр. 13:20-21) и сохраняет нас (1 Пет. 1:3-5)· Нам нужна благодать для того, чтобы получить прощение, чтобы вернуться к Богу, чтобы исцелилось наше разбитое сердце и появилась сила пережить трудности духовной битвы. Только по благодати, незаслуженно данной нам всевластным Богом, мы можем иметь спасительные отношения с Ним. Только по благодати Бог призывает нас к покаянию (Еф. 2:8-10), святости (2 Пет. 3:18), служению (Фил. 2:12-13) или страданию (2 Кор. 1:12).
Сегодня в церкви мы просто обязаны провозглашать всевластную благодать. Призывы принять решение и покаяться, большие собрания не помогут истинному обращению. Только Евангелие благодати всевластного Бога в его первоначальном виде может захватить грешника и возродить его силой Слова и Духа Божьего.
Понимаем ли мы, что такое sola gratia? Живем ли мы, не забывая об этом принципе? Знаем ли мы, что благодать — это наше все?
Отрывки из Священного Писания: Еф.1:3-8
Читайте продолжение серии статей «Пять фундаментальных догм Реформации» на следующей неделе.
Читайте предыдущие материалы из цикла «Пять фундаментальных догм Реформации»:
Источник: faithblog.info